Почему ЛиАЗ-677 прозвали луноходом?

VozBox  » Новости »  Почему ЛиАЗ-677 прозвали луноходом?

Самый массовый пассажирский автобус СССР ЛиАЗ-677 легко узнавался издалека по внешности и звуку: на холостом ходу или при резком нажатии на газ из моторного отсека доносился характерный гул и звон, как будто внутри звенели пустые бутылки. В поворотах кузов часто заметно наклонялся, пассажирам приходилось держаться, чтобы не потерять равновесие. Портал vozbox.ru объяснил причины таких особенностей.


ЛИАЗ-677 обладал автоматической коробкой передач, что для того времени считалось сенсацией. Три скорости приносили водителю заметно больше удобства при управлении автобусом. Высокий расход топлива мало кого беспокоил из-за низкой цены на бензин.


Рессоры и пневмобаллоны в подвеске обеспечивали плавный ход автобуса даже на ухабистой дороге. Однако эта мягкость создавала проблему при маневрировании: кузов кренился сильно, особенно при полной загрузке салона.


ЛиАЗ-677 оснащался двигателем от ЗИЛа — мощным V8 объёмом 7 литров. Хотя технологически он не был совершенен, отличался надёжностью и простотой. Расход топлива был огромным — около 50 литров на 100 километров, что по современным меркам кажется невероятным. В то время это считалось нормой. Подъёмные участки автобус преодолевал с трудом, особенно при полной загрузке салона, но в целом справлялся со своими обязанностями.


ЛиАЗ обладал множеством отличительных черт, чем и был прозван «Луноходом». Особенно бросались в глаза резкие наклоны кузова при маневрировании. Причина — пневморессорная подвеска, предназначенная для адаптации к нагрузке. В конструкции использовались воздушные баллоны, которые должны были автоматически регулировать дорожный просвет. На практике система функционировала нестабильно: датчики реагировали с задержкой или вовсе выходили из строя, и в поворотах автобус сильно качался, особенно при полной загрузке.


Пневматические детали подвески требовали регулярного обслуживания, однако в сложные 90-е их почти не ремонтировали. По этой причине многие автобусы наклонялись в сторону, как будто «присевшие» на одну сторону, и так продолжали ездить годами. При надлежащем обслуживании и уместном темпе ЛиАЗ демонстрировал устойчивость.


Характерный металлический звон, из-за которого автобус прозвали «бутылочным», преимущественно раздавался на холостом ходу. Многие полагали, что причина кроется в топливе или выхлопе, однако истинная причина заключалась в карданной передаче. Заводской люфт в местах соединения с коробкой увеличивался со временем и порождал резонансный гул.


Замена изношенных деталей на время устраняла шум. Однако со временем звук возвращался, и «бутылки» вновь издавали звенящий звук.