Россия занимает лидирующие позиции по числу комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, их количество приблизилось к 19 тысячам. Эти системы непрерывно отслеживают транспортные средства и фиксируют правонарушения. Тем не менее, среди водителей до сих пор существует мнение, что если номерной знак запятнан грязью, камера не сможет его распознать. Однако, как пояснил портал vozbox.ru, это убеждение устарело.
Из-за пыли и грязи, которыми так быстро покрываются автомобили на российских дорогах, некоторые автовладельцы стали прибегать к хитростям: они перестали мыть номерные знаки или даже намеренно замазывают их. Ранее такие уловки могли быть эффективными, однако современные технологии сделали их недейственными.
Современные комплексы оборудованы высокоточной оптикой и системами, использующими технологии искусственного интеллекта. С помощью алгоритмов удаётся восстановить даже частично скрытые или повреждённые символы, сравнивая их с имеющимися базами данных для определения подлинного номера. При этом в систему фиксируются как передние, так и задние знаки.
Многие полагают, что если буквы и цифры на номерном знаке выцвели или стерлись, система не сможет их идентифицировать. Однако камеры используют иной принцип работы. Для них важен отражающий слой, а не краска. Благодаря инфракрасной подсветке можно распознать рельеф даже на стертых символах, что делает номер читаемым практически всегда.
Водитель может столкнуться с различными последствиями, зависящими от конкретных обстоятельств. Поврежденный дорожный знак может привести к предупреждению или к административному штрафу в размере 500 рублей (часть первая статьи 12.2 Кодекса об административных правонарушениях). Однако, если сотрудник ГИБДД установит, что знак был намеренно поврежден, например, удалена одна из цифр с отражающим покрытием, наказание будет более серьезным: согласно части второй статьи 12.2 КоАП предусмотрен штраф в размере 5000 рублей или административный арест сроком до трех месяцев.
Автомобилисты часто прибегают к использованию антирадаров и радар-детекторов. Антирадар предназначен для подавления сигнала полицейских комплексов, и его применение в России является незаконным (ст. 13.3 КоАП). Радар-детектор же лишь регистрирует излучение и информирует водителя о наличии камеры поблизости. Однако он не оказывает никакого воздействия на работу системы – нарушения будут зафиксированы в любом случае. Эффективность радар-детектора вызывает серьёзные сомнения. Эти устройства анализируют сигналы комплексов фиксации и сопоставляют их с базой данных. При обнаружении совпадения водитель получает оповещение. Но современные камеры используют импульсы с очень короткой продолжительностью и низкой мощностью. В результате сигнал фиксируется с задержкой, зачастую уже после того, как скорость автомобиля определена. К тому же, большинство дорожных камер в настоящее время используют видеообработку для определения скорости, и в этом случае радар-детектор оказывается неэффективным.
Существует мнение, что камера самостоятельно назначает наказание. Однако на деле она лишь запечатлевает нарушение и передает информацию в соответствующий центр. Окончательное решение принимается сотрудником ГАИ. Благодаря этому удается избежать курьезных ситуаций, таких как случаи, когда штрафы начислялись владельцам автомобилей, которые эвакуировались. Вероятность ошибки сегодня крайне мала: около одного случая на сто тысяч.