Как изменилась комплектация LADA-2107: почему исчез 140-сильный двигатель

VozBox  » Новости »  Как изменилась комплектация LADA-2107: почему исчез 140-сильный двигатель

Для многих владельцев автомобилей ВАЗ-2107 эта машина является символом спокойной езды, незамысловатой конструкции и невысокой стоимости. Однако немногие знают, что у этой модели были варианты исполнения, способные поразить даже опытных водителей. В одной из версий был установлен двигатель рабочим объёмом всего 1,3 литра, однако его мощность составляла 140 л.с., что позволяло «семёрке» демонстрировать разгон до 180 км/ч.


В 1980-е годы деятельность инженеров была ограничена существенными техническими возможностями. Увеличение рабочего объема двигателя традиционно считалось способом повышения мощности, однако это вело к увеличению массы автомобиля и созданию дополнительных проблем. Турбонаддув в то время воспринимался как ненадёжная технология, а современные системы управления клапанами ещё не получили широкого распространения. Это послужило причиной поиска иных подходов.


Для советских спецслужб и ведомств требовались автомобили с хорошими динамическими характеристиками. Использование массивного двигателя нивелировало бы преимущества, поэтому тяжёлые силовые агрегаты не рассматривались. В качестве альтернативы инженеры обратили свой взор на роторно-поршневые двигатели, сочетающие небольшие размеры с высокой мощностью и относительно небольшой рабочей площадью.


Концепция не была новой, поскольку ещё в 1960-х годах немецкая компания NSU продемонстрировала седан Ro 80. Этот автомобиль был удостоен престижной награды «Европейский автомобиль года», что было обусловлено в первую очередь наличием двигателя Ванкеля. Несмотря на небольшой рабочий объём, менее одного литра, двигатель обеспечивал мощность в 113 лошадиных сил, что представляло собой значительный технологический скачок. Подобная разработка послужила источником вдохновения для советских инженеров при создании оригинальной модификации ВАЗ-2107.


По информации, предоставленной порталом vozbox.ru, роторно-поршневые двигатели обладают рядом преимуществ, таких как небольшой вес, компактные размеры и высокая мощность, что делало их перспективной альтернативой обычным силовым установкам. Благодаря успехам немецкой компании NSU, руководство «АвтоВАЗа» приступило к разработке собственных версий, получивших обозначение «РПД ВАЗ». После проведения испытаний на разных автомобилях, к 1980-м годам было организовано мелкосерийное производство. В качестве основы для необычного двигателя был использован широко распространенный ВАЗ-2107.


В итоге была создана уникальная версия ВАЗ-21079. Внешне автомобиль не отличался от обычной «семёрки», но под капотом располагался роторный двигатель, выдававший около 140 л.с. Благодаря этому, машина могла разгоняться до 180 км/ч, при этом сохраняя внешность стандартной «классики». Сочетание высокой производительности и сдержанного дизайна оказалось востребовано в структурах, которым были нужны скорость и незаметность.


Данные автомобили не реализовывались в открытой продаже. Вся произведённая партия направлялась в ведомства МВД, ГАИ и другие организации для решения служебных целей.


Несмотря на имеющиеся достоинства, были выявлены и значительные недостатки. Двигатель характеризовался повышенным потреблением топлива – около 18 литров на каждые 100 километров пути. Кроме того, слабым местом конструкции оказались уплотнительные элементы: их ускоренный износ приводил к снижению компрессии уже через 30-40 тысяч километров. Подобные трудности, как следует отметить, были свойственны и зарубежным производителям, использующим роторные технологии. Именно поэтому такие автомобили не получили широкого распространения.


Разработка роторно-поршневых двигателей на АвтоВАЗе не была прекращена, даже несмотря на недостатки, обнаруженные в ранних моделях. К концу 1980-х годов инженеры создали улучшенную версию – РПД-415. Эта модификация стала устанавливаться на автомобиль «Самара» (ВАЗ-2108). Двигатель обладал значительным потенциалом: автомобиль, оснащённый такой силовой установкой, мог развивать скорость до 220 км/ч, что на 70 км/ч опережало возможности серийной версии.


В 1990-е годы ограниченная партия автомобилей, оснащенных этими двигателями, была впервые предложена для свободной продажи. В настоящее время такие машины – большая редкость и представляют интерес прежде всего для коллекционеров. Интересно, что на рынке до сих пор можно найти и сами двигатели РПД-415 – некоторые инициативные предприниматели выкупили остатки с хранилищ и теперь предлагают их к продаже по отдельности.