
По мнению дилеров, из-за введения утильсбора стоимость автомобилей премиального сегмента увеличится на 2 миллиона рублей
Методику расчета утилизационного сбора на автомобили хотят снова изменить. С 1 ноября 2025 года Минпромторг планирует ввести прогрессивную шкалу утилизационного сбора, привязав его к мощности двигателя транспортных средств. Льготные ставки утилизационного сбора для физических лиц будут действовать только на автомобили, мощность которых не превышает 160 лошадиных сил.
Плюс 2 млн руб. к стоимости
Введение нового порядка определения размера утилизационного сбора неизбежно повлечет за собой рост цен на автомобили, импортируемые в Россию по схеме параллельного импорта. Об этом заявил директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов, отметив, что речь идет о существенном изменении стоимости.
«По словам Иванова, стоимость автомобиля напрямую зависит от его мощности, и эта разница может составлять несколько миллионов рублей. Он прогнозирует, что в среднем цены могут увеличиться на 20.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев также разделяет эту точку зрения. Он отмечает, что введение нового утилизационного сбора повлечет за собой повышение стоимости автомобилей от 800 тыс. руб. и более, в зависимости от характеристик двигателей.
По мнению генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, планируемые корректировки методики определения утильсбора в России могут привести к тому, что возросшая налоговая нагрузка переложится на покупателей.
«По словам Ольховского, это, очевидно, не способствует развитию свободной конкуренции на автомобильном рынке.
По оценкам эксперта, стоимость некоторых автомобилей вырастет на 2 миллиона рублей. В качестве иллюстрации он назвал широко известные в России модели, такие как Li Auto или Aito Seres.
Что будет со вторичкой и маломощными авто
Михаил Плотников, генеральный директор компании «Мотор-Плейс», являющейся официальным дистрибьютором Honda и VGV, подчеркнул, что увеличение цен коснется и автомобилей с мощностью менее 160 л.с. Он объяснил это тем, что рынок объединен, а изменение структуры продаж приведет к общему росту инфляции. По оценке Михаила Плотникова, стоимость данных автомобилей увеличится на 5–10%.
«По его словам, уже сейчас наблюдается умеренное повышение цен, и это решение лишь ускорит его, в особенности в конце года.
Автомобили, бывшие в употреблении и импортируемые из других стран, также не избегут повышения цен. Тем не менее, как считает Александра Николаева, заместителя директора департамента продаж Major Auto, этот процесс затянется.
«По словам эксперта, цены на автомобили с пробегом, как правило, растут, но с отставанием от стоимости новых машин на два-три месяца.
Успеть купить по старым ценам
В связи с вероятным ростом утилизационного сбора, покупатели, скорее всего, захотят приобрести транспортные средства по действующим тарифам. По словам Иванова, он прогнозирует увеличение спроса на автомобили в скором времени.
«По его словам, маловероятно, что ситуация, наблюдавшаяся в прошлом году перед увеличением утильсбора, повторится, однако рост спроса вполне ожидаем.
По словам Тюхтеева, существенного увеличения объёма заказов пока не наблюдается. Это связано с тем, что официальные дилеры используют схему «коммерческого» утильсбора с самого начала.
«На частном рынке компаний, специализирующихся на доставке автомобилей из-за границы, наблюдается активизация. Некоторые продавцы уже повысили стоимость услуг, стремясь извлечь выгоду из возросшего спроса, как он отметил.
В «Автодоме» также не прогнозируют существенного влияния на потребительский спрос из-за введения новых мер поддержки. По мнению Ольховского, это не приведет к заметному увеличению импорта.
«По его словам, нецелесообразно импортировать больше машин, чем удастся реализовать за два месяца.
Что подорожает в первую очередь
Повышение стоимости транспортных средств связано с пересмотром размера утилизационного сбора и затронет автомобили всех производителей, импортируемых в Россию по схеме параллельного импорта. Как правило, машины с мощностью свыше 160 л.с. именно таким образом попадают на российский рынок.
«По словам Тюктеева, менее производительные модели занимают небольшую часть от общего объема техники, импортируемой по параллельным каналам, и поэтому не пользуются широким спросом.
Большая часть автомобилей, которые «Рольф» импортирует параллельным путем, имеют мощность, превышающую 160 лошадиных сил.
«По словам Иванова, покупатели по-прежнему смогут приобрести автомобиль, соответствующий условиям новой программы.
По его словам, в настоящее время наблюдается высокий спрос на различные модели, однако их мощность обычно не превышает 160 лошадиных сил. В качестве иллюстрации он упомянул Audi A3.
По мнению Ольховского, наиболее ощутимые изменения в связи с увеличением утильсбора затронут небольшую нишу рынка – гибридные и электрические автомобили. Он ожидает, что цена для конечного потребителя увеличится приблизительно на 2 миллиона рублей. При этом доля электромобилей и гибридов составляет около 8% от общего количества реализованных машин.
К чему все это приведет
Несмотря на это, продавцы полагают, что введение нового утильсбора не повлечет за собой уход «параллельных» автомобилей с российского рынка. По мнению Тютеева, произойдет лишь снижение объемов реализации таких машин на 15–20%, и их стоимость увеличится.
«По словам источника, делать какие-либо выводы об их исчезновении пока не стоит.
В компании «Рольф» отказались от конкретных заявлений относительно потенциального ухода с российского рынка автомобилей каких-либо марок. Как отметил Иванов, решение в данном вопросе будет зависеть от уровня потребительского спроса и объемов реализации.
«По словам Иванова, спрос, как и прежде, станет решающим фактором, поскольку покупатель выбирает, чем распорядиться своим бюджетом.
Николаев также не считает, что введение утильсбора приведет к массовому выводу определенных марок автомобилей с рынка. По его мнению, приобрести эти машины все равно будет возможно, но их стоимость значительно возрастет.
«По его мнению, наиболее значительный рост стоимости затронет автомобили высокой мощности и модели с просторными двигателями, а также подорожают все электромобили и гибридные автомобили.
По словам Ольховского, ключевым следствием произошедших изменений станет отказ от планов по внедрению современных автомобилей, использующих передовые технологии, в дорожный фонд России. Он отметил, что гибридные и электрические автомобили, ввозимые в настоящее время в Россию по схеме параллельного импорта, не будут производиться локально. По его мнению, отсутствие значительных объемов продаж не позволяет говорить об экономической целесообразности подобной локализации.
«По мнению Ольховского, после внесения изменений покупатели, вероятно, вновь обратятся к автомобилям европейских марок, поскольку их стоимость будет сопоставима.