Парктроник: назначение, принцип действия и выбор устройства

VozBox  » Новости »  Парктроник: назначение, принцип действия и выбор устройства


Парктроники представляют собой различные системы, различающиеся конструкцией и возможностями. Какой вариант лучше?

Парковка на малых скоростях не становится проще, но чтобы избежать мелких повреждений кузова во время маневра, водителю нужно четко представлять габариты машины до миллиметра. Более 40 лет для этого используют устройства, которые в России называют парктрониками.

Парктроники различаются конструкцией и возможностями. Какой выбрать?

Что такое парктроник

Парктроник, или парковочный радар, — это стандартное или дополнительное оборудование, предупреждающее о приближении машины к препятствию при низкой скорости движения. К основным частям парктроника относятся:

  • Датчики преград обычно помещают в передний или задний бампер автомобиля.
  • Электронный блок управления анализирует сигналы от датчиков и передает обработанную информацию системам оповещения. Также ЭБУ может выполнять диагностику системы.
  • Система оповещения может быть реализована в виде сигнализатора, у некоторых моделей дополнительно присутствует светодиодная шкала или жидкокристаллический дисплей с отображением информации.

Как работает парктроник

В отличие от стальных ограничителей «усов», устанавливаемых на старых автомобилях, парктроники применяют бескасательные способы измерения расстояния до препятствия. В зависимости от модели задние парктроники реагируют на преграду с расстояния около 1,5-2,5 метра, а передние — 0,8 метра. При уменьшении дистанции частота звукового сигнала увеличивается, переходя в непрерывный звук. Цвет индикаторов (при наличии) меняется с зеленого на желтый и красный.

Кормовые датчики автоматически активируются при включении задней передачи, а передние — до 20 километров в час. В автомобилях повышенной проходимости парктроники часто можно отключать, чтобы во время длительного маневрирования в ограниченном пространстве сигнал не утомлял водителя.

Виды парктроников

Парктроники выполняют единую функцию, однако различаются по различным характеристикам.

По принципу действия

Неимение на бамперах круглых датчиков не означает отсутствия парктроника в машине.
По типу работы датчиков выделяют два вида парктроников.

С ультразвуковыми датчиками

В 1982 году система дебютировала на Toyota Corona под названием Back Sonar. Назвать это устройство сонаром более точно, поскольку его датчики, в отличие от радара, излучают звуковые волны, которые отражаются от препятствия. Расстояние до него определяют по времени возврата импульса на датчики. В России наиболее распространены парктроники этого типа.

С электромагнитными датчиками

В 1992 году итальянский физик Мауро дель Синьоре запатентовал систему парковочного контроля EPS. Система использует металлизированные ленты-антенны, которые при подаче тока создают эллиптические электромагнитные поля вокруг бамперов. Препятствие в зоне поля создаёт возмущение и увеличение напряжения поля, которое возрастает по мере сокращения дистанции. Блок управления фиксирует это изменение. EPS имеет ряд преимуществ перед системами с малым количеством (2-3) ультразвуковых датчиков:

  1. Благодаря непрерывной ленте-антенны отсутствуют «мертвые зоны», что обеспечивает возможность наблюдения за небольшими по размеру препятствиями, такими как деревья или ограждающие столбы на стоянке.
  2. Благодаря использованию ультразвуковых датчиков сигнал тревоги достигает максимальной интенсивности на расстоянии 20 см от препятствия, а с системой EPS — 5 см, что упрощает парковку автомобиля в ограниченном пространстве.
  3. Установка лент-антенн в бамперах не требует сверления отверстий для датчиков.

EPS имеет недостаток: срабатывает только при изменении дистанции до препятствия и с небольшой паузой.

По принципу установки

По данному признаку выделяют три типа парковочных радаров.

Врезные и подвесные

Ультразвуковые датчики устанавливают либо в бамперах, либо на кронштейнах, либо в рамке номерного знака.

Накладные

Ленточные антенны крепятся двусторонним скотчем внутри бампера для незаметной установки.

По месту установки

Датчики парковочного радара чаще всего размещают в заднем бампере. В переднем бампер его установка оправдана на автомобилях с длинным капотом или низкой посадкой водителя. При комбинированной установке разная тональность звуковых сигналов указывает, какие сенсоры фиксируют приближение к преграде. Некоторые модели парктроников позволяют активировать только передние или задние датчики.

По количеству ультразвуковых датчиков

Для парктроников с ультразвуковыми датчиками применяется разная конфигурация датчиков. Бюджетные модели оснащаются двумя или тремя датчиками на бампер. Наиболее распространенной считается схема с четырьмя датчиками, так как она минимизирует «слепые зоны». Такая установка актуальна и для размещения датчиков в переднем бампере.

По способу подключения датчиков

Ленточные антенны EPS электрически подсоединяются к блоку управления через разъем. Ультразвуковые датчики могут беспроводно соединяться с ЭБУ по Bluetooth.
Более высокая цена таких устройств по сравнению с классическими зачастую компенсируется отсутствием расходов на прокладку проводов между датчиками и блоком управления. Для стабильной работы беспроводных парктроников в местах с высокой активностью сторонних электронных систем (например, аэропорты) требуется защита от помех, наличие которой следует проверить при выборе модели парктроника.

По типам систем оповещения

Практическая польза парктроника сильно зависит от ясности сообщений систем предупреждения.

  • Бипер – самый доступный по цене и не самый информативный тип датчика. Изменяя частоту и громкость звукового сигнала,
    его задача – уведомлять о препятствии и расстоянии до него.
  • Трёхцветная светодиодная шкала с разделением на правый и левый сектора указывает направление угрозы. Устройство также имеет указатель дистанции до преграды. Характер преграды пока не определён: это может быть густой пучок травы или бетонный блок.
  • ЖК-экран с графикой машины, разделенной на цветные сегменты для отображения данных о контроле, и дисплей расстояния до препятствия по уровню информации сравним со светодиодной панелью.
  • Внутреннее зеркало с отображаемым с помощью камеры заднего вида изображением помогает оценить характер препятствия, обнаруженного датчиками парковочного контроля.
  • Комбинация звукового сигнала и изображения с камеры заднего вида на большом экране медиасистемы обеспечивает хорошую видимость. Ещё эффективнее самые дорогие системы с несколькими камерами кругового обзора и шкалой расстояния до препятствия, интегрированной в изображение с камер на дисплее мультимедиа.

Даже самый простой парктроник полезнее отсутствия такового: предупреждение – это уже полузащита. Важно помнить, что загрязнения бампера, такие как грязь и снег, могут понизить чувствительность ультразвуковых датчиков.

Нюансы установки парктроника

Установка парктроника для определенной модели машины имеет много особенностей. При самостоятельном монтаже важно учесть следующее:

  1. Установка датчиков производится на высоте, рекомендованной производителем, строго вертикально, исключая попадание асфальта поблизости автомобиля в поле их действия.
  2. Меняя ультразвуковые врезные датчики, нужно учитывать, что их диаметр колеблется от 18 до 22 мм. Если бампер рассверлить под датчик большего размера, то обратное не получится сделать без проблем.
  3. Ультразвуковые врезные датчики чаще всего бывают черными, серыми или белыми. Белые предпочтительнее для окраски в любой другой цвет. Можно использовать нитроэмаль или акриловую краску. Акриловая сохнет дольше, но более стойкая к истиранию и не требует лака. Для сохранения чувствительности датчиков краску наносят максимум двумя слоями.

Информация о тонкостях установки парктроника доступна в видео.

Виды и особенности парктроников.

1. Что такое парктроник?

  • Устройство для обнаружения препятствий при парковке и маневрировании.
  • Состоит из:
    • Датчиков (обычно в бамперах).
    • Электронного блока (анализирует сигналы).
    • Системы оповещения (звук, светодиоды, дисплей).

2. Как работает?

  • Ультразвуковые датчикиВыпускают звуковые волны и измеряют время, затрачиваемое на обратный путь.
  • Электромагнитные датчики (EPS): создают поле, реагирующее на препятствия.
  • Дистанция срабатывания:
    • Задние датчики: 1.5–2.5 м.
    • Передние: 0.8 м.
  • Сигнал учащается при приближении к препятствию.

3. Виды парктроников

Критерий Типы
Принцип действия Ультразвуковые / Электромагнитные (EPS)
Установка Врезные / Накладные / Подвесные
Количество датчиков 2–4 на бампер (оптимально — 4)
Подключение Проводные / Беспроводные (Bluetooth)
Оповещение Сигнализатор / Индикатор освещения / Электронный экран / Фотоприемник с экраном

4. Плюсы и минусы

  • Ультразвуковые:
    • ✅ Точность, доступная цена.
    • ❌ «Слепые зоны», чувствительность к загрязнениям.
  • Электромагнитные (EPS):
    • ✅ Нет «слепых зон», не требуют сверления бампера.
    • ❌ Задержка реакции, дороже.

5. Где устанавливают?

  • Задний бампер — чаще всего.
  • Передний бампер Хорошо подходит для больших автомобилей или тех, у которых низкая посадка.
  • Комбинированные системы — перед + зад.

6. Как выбрать?

  • Для города: 4 ультразвуковых датчика + светодиодная шкала.
  • Для бездорожья: EPS (не боится грязи).
  • Премиум-вариант: камера + дисплей.

7. Проблемы и решения

  • Ложные срабатывания: очистить датчики от грязи/снега.
  • Не работает один датчик: проверить проводку или заменить.
  • Постоянный сигнал: возможна неисправность блока управления.

8. Установка

  • Датчики строго вертикально на рекомендованной высоте.
  • Красить можно, но не более 2 слоев (иначе снизится чувствительность).
  • Беспроводные модели устанавливать легче, но уязвимы к интерференции.