
Парктроники бывают разными: в конструкциях и функциях. Какой выбрать?

Парковка происходит на низкой скорости, но это не облегчает задачу. Чтобы избежать мелких повреждений кузова, водитель во время маневра должен обладать точным ощущением габаритов машины. Уже 40 лет подобную функцию выполняют устройства, которые в России называют парктрониками.
Какие парковочные системы лучше выбрать?
Что такое парктроник
Паркувковый радар, также называемый парктроником, — это заводское или опционное устройство, которое уведомляет о приближении автомобиля к препятствию при движении на низкой скорости.
- Датчики преграды размещают обычно в заднем или переднем бампере машины.
- Электронный блок управления предназначен для обработки сигналов от датчиков и передачи готовых данных системам оповещения. Также ЭБУ способен проводить диагностику системы.
- Система уведомлений. Простейший вариант – это пейджер. В моделях подороже есть ещё светодиодная шкала индикатора или жидкокристаллический дисплей с подходящим режимом.
Как работает парктроник
В отличие от металлических ограничителей, устанавливаемых на автомобилях раньше, парктроники применяют беспроводные технологии для измерения расстояния до препятствия. Задние датчики начинают реагировать примерно при 1,5–2,5 метрах, а передние — на удалении 0,8 метра. При уменьшении дистанции частота звукового сигнала увеличивается, вплоть до непрерывного звука. Цвет индикаторов (если таковые имеются) изменяется с зеленого на желтый и красный.
Кормовые датчики обычно активируются автоматически при включении задней передачи, а передние — на скоростях до двадцати километров в час. В автомобилях повышенной проходимости парктроники часто делают отключаемыми для того, чтобы при длительном маневрировании в ограниченном пространстве сигнал не утомлял водителя.

Кнопка отключения парктроника
Виды парктроников
Парктроники выполняют единую функцию, но классифицируются по различным признакам.
По принципу действия
Наличие или отсутствие на бампере круглых датчиков не всегда указывает на то, оснащен ли автомобиль системой парковки. По способу работы датчиков парктроники бывают двух типов.
С ультразвуковыми датчиками
В 1982 году система под названием Back Sonar появилась на Toyota Corona. Назвать устройство сонаром правильнее, потому что его датчики, в отличие от радара, испускают звуковые волны, отражающиеся от препятствия. Время возврата импульса датчикам помогает определить расстояние до него. В России чаще всего используются парктроники подобного типа.

Датчики ультразвукового парктроника разных цветов.
С электромагнитными датчиками
В 1992 году итальянский физик Мауро дель Синьоре запатентовал систему парковочного контроля EPS, которая использует металлизированные ленты-антенны. При подаче тока эти антенны создают вокруг бамперов эллиптические электромагнитные поля. Если в эту зону попадает преграда, она создает возмущение поля и увеличивает его напряжение. Нарастание напряжения происходит по мере сокращения дистанции, что фиксирует блок управления. Система EPS имеет ряд преимуществ перед системами с малым количеством (2–3) ультразвуковых датчиков:
- Непрерывность ленты-антенны обеспечивает отсутствие «мертвых зон», позволяя точно обнаруживать объекты небольших размеров, такие как деревья или парковочные ограждения.
- Благодаря ультразвуковым датчикам сигнал тревоги имеет наибольшую интенсивность на расстоянии 20 см от препятствия, а с системой EPS — всего 5 см, что облегчает парковку в ограниченном пространстве.
- Установка лент-антенн в бамперах исключает необходимость сверления отверстий для датчиков.

Набор для монтажа парковочного радара с полосчатыми антеннами
EPS реагирует только на перемещение препятствий и имеет задержку, что важно учитывать при движении в тесных пространствах.
По принципу установки
Существует три типа парковочных радаров по данному признаку.
Врезные и подвесные
Ультразвуковые датчики можно установить в бамперах, на кронштейнах или внутри рамок номерных знаков.
Накладные
Ленточные антенны крепятся двусторонним скотчем внутри бампера, обеспечивая скрытую установку устройства.
По месту установки
Датчики парктроников преимущественно размещают в заднем бампере. В переднем устанавливают особенно на машинах с длинным капотом или низкой посадкой водителя. При комбинированной установке разная тональность звуковых сигналов указывает, какие сенсоры фиксируют приближение к препятствию. Некоторые модели позволяют активировать только передние или задние датчики в зависимости от ситуации.

Набор для монтажа парковочной системы с датчиками ультразвукового действия.
По количеству ультразвуковых датчиков
Для парктроников с ультразвуковыми датчиками число датчиков варьируется. Недорогие модели оснащены двумя или тремя датчиками на бампер. Наиболее распространенной считается схема с четырьмя датчиками, так как она исключает «слепые зоны», что актуально и при установке датчиков в передний бампер.
По способу подключения датчиков
Ленточные антенны EPS подключены к блоку управления через электрический разъем. Ультразвуковые датчики могут соединяться с ЭБУ по Bluetooth. Небольшая цена таких устройств по сравнению с обычными компенсируется отсутствием расходов на прокладку проводов между датчиками и блоком управления. Для стабильной работы беспроводных парктроников в местах с активностью электронных систем (например, аэропорты) необходима защита от помех. При выборе модели такого парктроника стоит проверить наличие такой защиты.

Шкала светодиодов, показывающая расстояние до препятствия.
По типам систем оповещения
Эффективность паркующего радара в действительности зависит от ясности сообщений о ситуации.
- Бипер – это самый недорогая и простая модель, работающая с помощью сигнала переменной частоты и громкости.
- Трёхцветная шкала светодиодов с разделением на правый и левый сектора указывает направление угрозы. Устройство также имеет указатель дистанции до преграды. Характер преграды пока остаётся неизвестным: это может быть плотный пучок травы или бетонный блок.
- ЖК-экран с рисунком машины, разделенной на цветные зоны контроля, и индикатором расстояния до препятствия по информативности сравним со светодиодной панелью.
- Зеркало в салоне автомобиля с встроенным дисплеем, отображающим изображение с камеры заднего вида, даёт представление о препятствии, обнаруженном датчиками парковочного радара. Но информативность такого указания ограничена малым размером экрана.
- Сочетание звукового сигнала и изображения с камеры заднего вида на большом экране медиасистемы хорошо видно. Лучше только самые дорогие системы с несколькими камерами кругового обзора и шкалой расстояния до преграды, встроенной в получаемое с камер изображение на дисплее мультимедиа.

Экран для мультимедийных данных, отображающий изображение с камеры заднего вида и указатель расстояния до препятствия.
Даже самый простой парктроник окажется полезным, ведь предупреждён – значит вооружён. Важно лишь помнить, что грязь и снег на бампере могут понизить чувствительность ультразвуковых датчиков.
Нюансы установки парктроника
Установка парктроника на машину определенной модели имеет много особенностей. При самостоятельном монтаже парктроника важно учитывать такие аспекты:
- При установке датчиков важно соблюдать высоту, предписанную изготовителем, и размещать их строго вертикально. Это необходимо для того, чтобы на поверхности проезжей части не было видимости.
- При замене ультразвуковых датчиков важно учитывать, что их диаметр колеблется от 18 до 22 мм. Если для более крупного датчика бампер можно рассверлить, то установка меньшего размера может стать проблемой.
- В продаже чаще всего доступны ультразвуковые врезные датчики чёрного, серого и белого цветов. Белые предпочтительнее для окраски в любой другой цвет. Для этого подходит как нитроэмаль, так и акриловая краска, которая сохнет дольше, но обладает большей стойкостью к истиранию и не требует лакового покрытия. Чтобы чувствительность датчиков не снижалась, краску наносят не более чем в два слоя.
Видео содержит подробную информацию об установке парктроника.
Виды и характеристики парктроников.
1. Что такое парктроник?
- Устройство для обнаружения препятствий при парковке и маневрировании.
- Состоит из:
- Датчиков (обычно в бамперах).
- Электронного блока (анализирует сигналы).
- Системы оповещения (звук, светодиоды, дисплей).
2. Как работает?
- Ультразвуковые датчикиОтражают звуковые волны и регистрируют время, пока не вернутся.
- Электромагнитные датчики (EPS): создают поле, реагирующее на препятствия.
- Дистанция срабатывания:
- Задние датчики: 1.5–2.5 м.
- Передние: 0.8 м.
- Сигнал учащается при приближении к препятствию.
3. Виды парктроников
Критерий | Типы |
---|---|
Принцип действия | Ультразвуковые / Электромагнитные (EPS) |
Установка | Врезные / Накладные / Подвесные |
Количество датчиков | 2–4 на бампер (оптимально — 4) |
Подключение | Проводные / Беспроводные (Bluetooth) |
Оповещение | Сигнализатор / LED-шкала / ЖК-экран / Камера с экраном |
4. Плюсы и минусы
- Ультразвуковые:
- ✅ Точность, доступная цена.
- ❌ «Слепые зоны», чувствительность к загрязнениям.
- Электромагнитные (EPS):
- ✅ Нет «слепых зон», не требуют сверления бампера.
- ❌ Задержка реакции, дороже.
5. Где устанавливают?
- Задний бампер — чаще всего.
- Передний бампер Подходит для больших автомобилей или с низкой посадкой.
- Комбинированные системы — перед + зад.
6. Как выбрать?
- Для города: 4 ультразвуковых датчика + светодиодная шкала.
- Для бездорожья: EPS (не боится грязи).
- Премиум-вариант: камера + дисплей.
7. Проблемы и решения
- Ложные срабатывания: очистить датчики от грязи/снега.
- Не работает один датчик: проверить проводку или заменить.
- Постоянный сигнал: возможна неисправность блока управления.
8. Установка
- Датчики строго вертикально на рекомендованной высоте.
- Красить можно, но не более 2 слоев (иначе снизится чувствительность).
- Беспроводные варианты легче установить, однако подвержены влиянию помех.
Авторы
Теги