Владельцы многих автомобилей, купленных по параллельному импорту, могут потерять машины.
В чем суть проблемы
В двадцать четвертом году Андрей купил внедорожник GMC Yukon 2023 года выпуска в неофициальном салоне. Машину привезли в Россию по серым схемам. Водитель пояснил, что автомобиль ввезли, уплатив все пошлины и пройдя сертификацию.
Он указал, что цена модели не была занижена и соответствовала рыночной. Водитель после покупки поставил американский внедорожник на учет без каких-либо сложностей.
«С продавцом расплатился прямо в ГАИ. Машину там зарегистрировали без проблем. Потом активно на ней ездил, платил за страховку, штрафы. Вообщем, всё как обычно», — сказал водитель.
В январе 2025 года у иностранной машины появились проблемы после того, как владелец пытался поменять номера. Водитель для этого посетил отделение ГАИ в городе Подольске.
Андрей рассказывает: «Было это в субботу, номера я быстро сменил на машине — народу мало было, и я поехал домой. Но буквально через несколько дней мне позвонили полицейские и сообщили, что мой автомобиль оказался в базе розыска Интерпола».
По его словам, сначала ему было трудно поверить, но всё же решено было разобраться. В результате на сайте канадского правительства водитель нашёл сведения о собственном внедорожнике и о его розыске.
Информация дошла до сотрудников правоохранительных органов, которые возбудили дело, но в конечном итоге его отклонили. В связи с тем, что транспортное средство находится в розыске Интерпола, Государственная автомобильная инспекция не может оформить его регистрацию, — пояснил владелец машины.
14 февраля 2024 года Канада добавила в базу Интерпола свыше 70 тысяч «похищенных» автомобилей. Впоследствии стало известно, что вместе с внедорожником Андрея в Россию попало значительное количество подобных машин.
С ними больше ничего не получится сделать. По сути, превращаются они в камень, на них ехать невозможно – так высказался водитель.
Что говорит суд
Андрей направился в суд, чтобы доказать законность покупки автомобиля и зарегистрировать его в ГИБДД.
Продавец, по словам владельца внедорожника, дистанцировался от ситуации. Юристы сообщили, что подать на него в суд будет затруднительно.
Согласно судам, из-за розыска автомобиля по Интерполу его нельзя зарегистрировать и пускать по российским дорогам.
Юрист указал, что Канада сейчас находится в списке «недружественных стран», поэтому связь между правоохранительными органами двух государств практически отсутствует.
Длительное бездействие канадских должностных лиц нарушило права собственности, владения и распоряжения российского гражданина, не имеющего возможности эксплуатировать автомобиль по назначению. Продажа его на запчасти приведёт к убыткам, утверждает Дугин.
Юрист полагает, что у Андрея всё же есть шансы добиться справедливости. В качестве примера юрист привел аналогичное дело из Санкт-Петербурга, где суд постановил, что объявление автомобиля в розыск осуществлено без документального информационного обеспечения со стороны канадского бюро Интерпола. Информация о краже транспортного средства заявителем на территории Канады для Российской Федерации носит предположительный характер и не подтверждена документально со стороны Канады.
Что такое «дубайская схема»
Эксперт по подбору автомобилей Кирилл Чернов, автор YouTube-канала AvtoRevizorro, осведомлен о ситуации с «канадскими» автомобилями. Он называет ее классической «ловушкой», действующей уже около 30 лет. Правда, по его словам, особый размах эта схема получила во времена параллельного импорта.
Процедура следующая: авто берут в лизинг за границей и переправляют, например, в Россию. Оплата продолжается, поэтому машину не считают угнанной. Через три месяца платежи прекращаются. Лизинговая компания понимает обман примерно через такое же время. Потом автомобиль попадает в базу Интерпола, но обновление базы занимает ещё какое-то время. Лишь после выгрузки данных авто начинают считать угнанным.
Он отметил, что изначально проверить модель нельзя.
Это возможно лишь при условии, если водитель самостоятельно приобретет автомобиль в западных странах и осуществит его импорт в Россию.
В остальных ситуациях стопроцентной гарантии не предоставит никто. Документы на транспортное средство могут оказаться поддельными, а общий доступ к базе Интерпола отсутствует. Поэтому большинство автолюбителей узнают об этом только после посещения Госавтоинспекции для выполнения каких-либо регистрационных действий с автомобилем.
Специалист отметил, что сотрудники ГИБДД осведомлены о данной практике и осознают ее нелепость. К тому же, дорожно-патрульная служба стремится оказывать содействие владельцам подобных транспортных средств.
Вы можете использовать машину, уже внесенную в базу данных Интерпола, даже если она зарегистрирована. В розыск ее не объявят. Но при обращении водителя в ГАИ сотрудники будут обязаны действовать по установленным протоколам.
По его словам, подобные истории получили неофициальное наименование — «дубайская схема». Специалист указал, что в ОАЭ на продажу таких автомобилей фактически закрывают глаза.
Из-за этого в Дубае продают много автомобилей, ранее сдаваемых в лизинг в Канаде или других странах. Затем их активно везут в Россию. Речь о тысячах машин, часто американских, без пробега и по привлекательной цене.