Автопарк американских президентов за прошедшие годы претерпел значительные изменения, демонстрируя эволюцию от элегантных карет до современных бронированных автомобилей. Каждый автомобиль, входящий в состав президентского автопарка, является символом своего времени, технологического прогресса и приоритетов в области безопасности.
Конный экипаж
Этот изысканный бруэм, отличающийся лаконичными и элегантными линиями, стал неотъемлемым атрибутом президентских поездок начала XX века. Для проведения официальных встреч, участия в парадах и приемов иностранных делегаций его использовал Теодор Рузвельт. Несмотря на то, что при администрации Уильяма Тафта автомобили все активнее заменяли конные экипажи, хозяйственная служба продолжала использовать лошадей для доставки продуктов, почты и других необходимых товаров. Только в 1928 году, с появлением Ford Model A в распоряжении резиденции, экипаж был окончательно выведен из эксплуатации.
Lincoln 1939 года
Это был первый автомобиль, созданный с нуля для нужд президента. Lincoln 1939 года стал демонстрацией возможностей американского автомобилестроения, а Франклин Рузвельт с удовольствием эффектно появлялся в нем с откинутым верхом, приветствуя публику. Так и возникло прозвище Sunshine Special. Автомобиль сопровождал президента во время его поездок по стране.
После нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 года ситуация изменилась: автомобиль был возвращен на завод для установки бронированных панелей, шин, устойчивых к пулям, и защищенного бензобака. В 1950 году лимузин был окончательно списан.
Lincoln 1950 года
Величественный кабриолет Lincoln 1950 года был изначально создан для президента Гарри С. Трумэна, но известность пришла к нему благодаря его преемнику. Дуайт Эйзенхауэр, занявший пост в 1952 году, использовал этот автомобиль на протяжении всего периода своего президентства. Он установил на машине прозрачный пластиковый кузов, который позволял ему оставаться на виду даже во время дождя, при этом обеспечивая защиту от атмосферных воздействий. Эта особенность подчеркнула индивидуальность автомобиля и создала его узнаваемый силуэт, часто встречающийся на исторических снимках.
Автомобиль неоднократно использовался в президентских кортежах, будучи закреплен в качестве запасного у Джона Кеннеди и Линдона Джонсона. Только в 1967 году кабриолет был списан, завершив почти два десятилетия на службе.
Lincoln 1961 года
Темно-синий кабриолет Lincoln Continental 1961 года получил известность из-за трагического события. 22 ноября 1963 года в Далласе Джон Ф. Кеннеди получил смертельные ранения, находясь в этом автомобиле. До этого момента машина являлась символом открытости, поскольку не имела брони и была кабриолетом.
В связи с произошедшей трагедией Continental подвергся значительным изменениям: его кузов был оснащен уникальной крышей, титановыми бронепанелями, модернизированной системой связи и окрашен в строгий черный цвет. Примечательно, что, несмотря на негативную репутацию, автомобиль эксплуатировался до 1977 года.
Lincoln Continental
Этот внушительный и солидный автомобиль был свидетелем многих значимых исторических событий. 30 марта 1981 года Рональд Рейган, подвергшийся нападению Джона Хинкли, был доставлен в больницу именно на этом Lincoln. Президент получил ранение и был срочно госпитализирован. Однако этот лимузин служил не только одному президенту: на его заднем сиденье в разное время находились Ричард Никсон, Джеральд Форд, Джимми Картер и Джордж Буш-старший. В 1982 году автомобиль подвергся частичной модернизации, включая замену передней панели кузова. При этом возник забавный случай: для установки на автомобиль была взята решетка радиатора от модели 1979 года, поскольку современная деталь не соответствовала по размерам.
Cadillac Fleetwood Brougham
К 1990-м годам требования к безопасности президента США значительно возросли, и лимузин Билла Клинтона стал яркой демонстрацией технологических усовершенствований. В качестве базы был использован Cadillac Fleetwood Brougham, однако от серийной модели сохранилась только внешняя оболочка. Автомобиль подвергся существенной модернизации, в результате которой был создан полноценный бронированный передвижной «крепость». Кузов, соответствующий классу B6, был рассчитан на сопротивление огню из автоматического оружия и взрывам маломощных устройств, а 7,6-сантиметровые пуленепробиваемые стекла обеспечивали дополнительную защиту.
Под капотом находился 7,4-литровый двигатель V8 454 от Chevrolet, прошедший доработку от знаменитого тюнера Джека Рауша, что гарантировало автомобилю значительный запас мощности, несмотря на его внушительный вес. Благодаря шинам Run-Flat можно было продолжать движение даже при проколе, а в случае возникновения серьезной опасности в салоне была предусмотрена система подачи кислорода и автоматического пожаротушения. Лимузин Клинтона стал образцом президентского автопрома того времени, объединяя комфорт представительского седана и возможности бронированной машины.
Cadillac DeVille и DTS
В течение двух сроков президентства Джордж Буш-младший использовал два лимузина Cadillac, каждый из которых отличался высочайшим уровнем безопасности. Первая модель, подготовленная к инаугурации 2001 года, формально основывалась на Cadillac DeVille, однако по сути имела с ним мало общего. Под внушительным кузовом располагалась полноприводная платформа, позаимствованная у внедорожника Escalade, способная выдерживать вес, превышающий четыре тонны.
Автомобиль был оснащен множеством защитных элементов: 5-дюймовая противотанковая броня, пуленепробиваемые стекла, усиленная броней ходовая часть и защищенный топливный бак. Для активной защиты в передний бампер интегрировали распылитель слезоточивого газа, а в дверях расположили ружья 12-го калибра. На автомобиле также присутствовали система ночного видения, инфракрасные дымовые гранаты и средства пожаротушения.
В 2005 году, после переизбрания, Буш перешел на новый лимузин, выполненный в стиле Cadillac DTS. Автомобиль был оснащен современной электроникой и улучшенными системами защиты, однако сохранил прежнюю концепцию — обеспечение максимальной безопасности в облике классического представительского седана.
Cadillac One — The Beast
Имя The Beast («Зверь») стало общеупотребимым, когда говорят о президентском транспорте. Официально автомобиль называется Cadillac One и выполняет функцию личного бронированного лимузина президента Соединенных Штатов Америки. Хотя он внешне похож на седан Cadillac CT6, «Зверь» создан на базе очень прочного шасси грузовика Chevrolet Kodiak.
Броня обеспечивает устойчивость к огню из автоматического оружия, взрывам и воздействию химических веществ. В состав защитных систем входят приборы ночного видения, распылители слезоточивого газа, герметизация салона и электрозамки, способные парализовать попытку несанкционированного открытия двери извне.
Салон «Зверя» представляет собой полноценный, хотя и мобильный, командный пункт. Он оснащен средствами правительственной связи, запасом кислорода, аптечкой с медикаментами для оказания неотложной помощи, и даже холодильником с запасом крови президента на случай травмы. Впервые эта машина была поставлена на службу в 2018 году, в течение первого срока Дональда Трампа. В 2021 году «Зверь» перешел к Джо Байдену, а в 2025 году он снова достался Трампу.