Ограничения на автокредиты в России: кого ожидают изменения

Игнатенко рассказал о людях, которым откажут в кредите для приобретения автомобиля.

Июль принес россиянам множество нововведенийЧасть нововведений касалась непосредственно автолюбителей. Властям также пришлось сократить число предоставляемых автокредитов.

В чем суть новшества

Власти ограничили выдачу кредитов из-за высокой закредитованности населения. Эксперты оценивают долю автопродаж в кредит в стране до 80%. Многие россияне имеют и другие кредитные обязательства, что затрудняет справление с долгами. Лишь 15–25% граждан могут купить машину без кредита.

В апреле руководитель на совещании правления принял. решение С 1 июля 2025 года действуют ограничения на выдачу кредитов банкам с универсальной лицензией и микрофинансовым организациям. Вводится ограничение на количество автокредитов и потребительских кредитов под залог транспортного средства.

Центральный банк России отметил, что банки и микрофинансовые организации активно выдавали кредиты под залог автомобилей. Большинство получателей (58%) имели задолженность свыше 50%.

Изменения затронут клиентов, имеющих действующие займы. Банки и микрофинансовые организации смогут выдавать не более 5% автокредитов с предельной долговой нагрузкой 80% и не более 20% — с ПДН 50% от общего числа новых кредитов. Для получения кредита свыше 1 млн рублей понадобится официальное подтверждение дохода.

Регулятор считает, что новые правила не помешают гражданам взять кредиты на покупку автомобилей.

Нюансы

Андрей Игнатенко, директор департамента страхования и финансовых услуг АГ «Авилон», считает, что ограничения Центробанка на выдачу кредитов — естественная реакция на увеличение долгов граждан.

Не пропустите:  "Sinomach Auto предупреждает о блокировке экранов у нелегальных Lixiang."

Эксперт полагает, что множество нововведений 2024 года уже заметно снизили активность рынка кредитования и новая мера продолжит эту тенденцию. В ближайшее время, по его мнению, банки откажут в выдаче кредитов большему числу потенциальных покупателей.

В ходе беседы собеседник указал на то, что ограничения в первую очередь приведут к уменьшению доступности автокредитов для покупателей с большой суммой существующих кредитов.

Дмитрий Мольков, директор департамента финансовых услуг ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр», отметил, что сложно предсказать влияние ограничений на выдачу кредитов на продажи автомобилей. Вместе с тем, по популярным брендам доля продаж в кредит превышает 70%, что делает рынок очень уязвимым к изменениям в сфере кредитования.

Что ждет рынок

Ввиду уже существующей малой доступности кредитов для тех, кто хочет приобрести машину, возможен дополнительный спад на российском рынке автомобилей.

Учитывая, что рынок сейчас далекий от стабильного состояния и продажи сократились по сравнению с прошлым годом почти на 30 %, дополнительные ограничения в сфере кредитования могут замедлить восстановление рынка до неопределенного срока, — отметил Мольков.

По мнению Андрея Игнатенко, ставки по кредитам на подержанные машины снизили интерес потенциальных покупателей, в то время как спрос на новые авто сохраняется.

Не пропустите:  Продажи нового BMW M5 в кузове универсала стартовали в России.

Импортеры в 2025 году всё чаще обращаются к субсидированным программам кредитования, что позволяет им сохранять высокий уровень кредитной доли. Снижение ключевой ставки не всегда отразилось на ставках для клиентов, что привело к пропорциональному снижению.

Последние годы инфляция и другие процессы побуждают потребителей пользоваться кредитными средствами во многих отраслях, автомобильный бизнес не исключение. В связи с этим Игнатенко считает, что нельзя проводить параллели между высокой закредитованностью только потенциальных покупателей автомобилей — это общая тенденция последних лет, а действия ЦБ вполне логичны как сдерживающий фактор роста долговой нагрузки граждан и рисков для банков.

Глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин указал на высокую вероятность невозврата кредитов у граждан, имеющих действующие займы и желающих взять новые. В связи с этим НАС поддержало решение Центробанка об ограничении выдаче кредитов.

Влияет ли снижение ключевой ставки

Недавнее снижение По мнению экспертов, снижение Банком России уровня ключевой ставки на 1 процентный пункт (с 21 до 20%) почти никак не повлияло на стоимость кредитов; нагрузка для покупателей автомобилей всё ещё остается очень высокой.

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр считает, что небольшое понижение процентной ставки не оказывает существенного влияния на рынок автомобилей.

Не пропустите:  Возвращение Hyundai, старт Li Auto и решения Трампа: итоги недели

Бережно относясь к риску, Центробанк повысит ставку всего на несколько десятых процента — 1, 2 или 3%. Такое незначительное снижение вряд ли скажется на автомобильном рынке. Автокредит с процентной ставкой 22% или 28% для покупателя одинаково дорог. Небольшое изменение ключевой ставки не повлияет на объём продаж автомобилей, считает эксперт.

По мнению Ирины Франк, главы компании Frank Auto, кредиты всё ещё неподъемные для большинства покупателей.

В РОАД сообщили о предстоящем снижении продаж автомобилей в России из-за падения спроса со стороны покупателей.

Высокая ключевая ставка существенно тормозит автокредитование, поскольку кредит использовался при покупке каждого второго автомобиля. Ожидается снижение ключевой ставки, так как для бизнеса ужесточение до 15% можно считать высокой ставкой, а текущие цифры чрезмерны. Ухудшение условий кредитования также негативно повлияет на рынок. РОАД рассчитывает на введение программ государственной поддержки отрасли, открыто заявляя о критической ситуации.

Похожие статьи