Итак, то, о чем мы так давно предупреждали, случилось, правда, в несколько измененном виде. Сегодня Минпромторг официально объявил о повышении утильсбора на автомобили с 1 августа, и на сайте правительства РФ Постановление № 1118, датированное 7 июля 2023 года, подписал Михаил Мишустин. Документ внесёт коррективы в постановление № 1291 от 26 декабря 2013 года.
Вкратце, суть такова: цены на машины вырастут — как импортных, так и произведенных у нас. Правительство не прекращает взимать с автолюбителей пошлины…
Перейдём к деталям случившегося. С начнём с сообщения Минпромторга, где выделяются две ключевые фразы. Первая: Сбор за утилизацию будет индексироваться для ввезенных товаров. импортных Новые и подержанные автомобили смогут приобретать только юридические лица, но это не касается физических лиц, завозящих машины объемом двигателя до 3 литров для личного пользования. Ключевое слово — «импортных», потому выделяем его жирным шрифтом. Вторая: Индексация распространяется на новые и подержанные транспортные средства. импортируемых С 1 августа 2023 года по России. . Как несложно заметить, в второй фразе главное слово — «импортируемых». Перейдем к тексту постановления, где говорится о том, что изменения… Используются для транспортных средств, доставленных на территорию Российской Федерации с 1 августа 2023 года. .
Если верить обоим документам, то с 1 августа в России действуют две сетки начисления утилизационного сбора. Одна — прежняя, только на автомобили российской сборки, вторая — новая, с увеличенными коэффициентами, только на завезенные машины. Это означает автоматический выход России из Всемирной торговой организации (ВТО), куда наша страна вступила в 2012 году после долгих переговоров с многолетними сроками льготных периодов для разных отраслей промышленности (для автомобильной – семь лет).
Эксперты по международной экономике могут обсуждать пользу и вред членства России в ВТО. Нам же стоит обратить внимание на более практические вопросы.
Членство в ВТО подразумевает, что правила для импортеров (целых машин или комплектующих) одинаковые с правилами для инвесторов, производящих машины (или комплектующие) внутри страны. Чтобы формально обойти это положение, был введен утилизационный сбор. Импортер включает его в цену автомобиля, а покупатель фактически перечисляет государству значительную сумму: за машину с двигателем от 1 до 2 литров — 178 400 рублей, от 2 до 3 литров — 281 600 рублей и так далее. Все российские автомобильные заводы включают утилизационный сбор в себестоимость. Но получают компенсацию от государства пропорционально локализации конкретной модификации (в баллах). Целевой уровень локализации на 2023–2024 годы — 2567 баллов. Если автомобиль с рабочим объемом от 1 до 2 литров, собранный в России, набирает, например, 1200 баллов, государство компенсирует ту же часть, что 1200 баллов составляют от 2567 баллов, то есть 83 400 рублей. Остальные средства включаются в цену машины. Утилизационный сбор импортер или производитель уплачивает при оформлении ЭПТС.
Ежегодно повышается целевой уровень локализации. Компенсация «утиля» фактически нарушает правила ВТО. Запрос в Минпромторг о компенсации утилизационного сбора не даст ответа, так как государство ее не предоставляет (мы знаем об этом, поскольку такой запрос уже был). Для компенсации используются обходные пути — завод получает субсидии. За потребление ресурсов энергетического характера предприятиями автопрома с высокими показателями энергопотребления, за обеспечение гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим экологическим требованиям, за поддержание рабочих мест. и т. д.
Действующая схема расчета утильсбора на новые машины, ввозимые юрлицами или произведенные в РФ, предусматривает базовую ставку в размере 20 000 рублей. Эта сумма умножается на коэффициент, зависящий от типа машины. Например, для машин от литра до двух этот коэффициент составлял 8,92. С сегодняшнего дня Минпромторгом объявлена индексация «утиля» для импортированных автомобилей, в результате чего коэффициенты повышены: для машин с ДВС объемом от литра до двух он возрос с 8,92 до 15,03. Теперь утильсбор составит вместо 178 400 рублей — 300 600 рублей за каждую импортированную Чери, Омоду или Exeed покупатель будет платить нашему государству триста тысяч рублей сверху. Если объем мотора будет от двух до трех литров, то заплатить придется уже не 281 600 рублей, как раньше, а… 844 800 рублей, ибо коэффициент возрос с 14,08 до 42,24.
Рассмотрим изменения для остальных классов легковых автомобилей, ввезенных юридическими лицами. Для машин с двигателем внутреннего сгорания объемом до 1000 кубических сантиметров категория «утилизация» составит… 81 200 рублейВместо прежних 48 200 рублей для машин с двигателем внутреннего сгорания более 3000, но не более 3500 кубических сантиметров. 970 000 рублей вместо 259 600 рублейДо тех пор, пока не будет увеличен «утилитарный коэффициент» для физических лиц, ввозящих первый автомобиль в отчетный год для личного пользования, и сохраняющих его не менее года после ввоза.
Что касается электромобилей? В заключительной части пресс-релиза Минпромторга говорится… В настоящий момент индексация не распространяется на электромобили. .Постановление правительства № 1118 подняло коэффициент для новых электромобилей с 1,63 до 18,0. Теперь вместо прежних 32 600 рублей за новый электромобиль импортер заплатит «утилизационный сбор» в размере 360 000 рублей.
Возникает вопрос о стоимости реальной утилизации машины. В Европе за неё берут сто евро, а в нашей стране до обрушения рубля в 2014 году «утиль» был примерно такого же размера. До 2014 года утилизсбором не облагались автомобили, произведенные в России.
Минпромторг ещё не успел опубликовать пресс-релиз о повышении «утиля» отечественного автопрома, как АВТОВАЗ выпустил своё заявление в духе газеты «Правда» советских времён. В полном объёме оно приведено ниже без комментариев. Этот случай – когда и комментировать стыдно. «АВТОВАЗ полностью поддерживает принятое решение об индексации утилизационного сбора. Эта мера является важным шагом для стимулирования инвестиций в национальное производство автомобилей и автокомпонентов. Многотысячный коллектив АВТОВАЗа благодарит правительство Российской Федерации, Минпромторг, губернатора Самарской области Дмитрия Азарова за поддержку, подготовку и принятие этого крайне своевременного решения. Также выражаем благодарность Совету Федерации и лично Валентине Ивановне Матвиенко за важную роль в принятии изменений. Повышение утилизационного сбора не повлияет на ценовую политику АВТОВАЗа из-за высокой локализацией всех автомобилей LADA. Это также даст возможность создавать новые привлекательные модели для российского и экспортных рынков. Более того, принятое решение позволит сохранить более миллиона рабочих мест в российском автопроме и компонентной отрасли, а также приведет к трансферу технологий и развитию компетенций в индустрии».
Ожидайте объявление о росте стоимости автомобилей Lada в период с октября по ноябрь.
В предыдущий раз С 1 января 2020 года установили повышенные сборы за транспортные средства. .