
Специалист Шапарин обозначил группу рискованных для доплаты автомобилей, уже находящихся на территории страны.

Водители часто сталкиваются с трудностями после приобретения машин. Чаще всего это случается с теми, кто стал владельцем подержанного автомобиля из-за границы, привезенного нелегальным путем. Доплаты и невозможность эксплуатировать автомобиль по назначению — вот проблемы россиян в таких ситуациях.
Заниженный утильсбор
Утилизационный сбор Это обязательный сбор, покрывающий расходы на переработку транспортного средства после вывода его из эксплуатации. Взимается он как с легковых, так и с грузовых машин, автобусов, спецтехники и даже прицепов. Единоразовый платеж должны вносить импортеры, производители или покупатели автотранспортных средств.
Порядок оплаты сбора за утилизацию определен. ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998Список техники, на которую начисляется сбор, указан в перечнях самоходных машин и колесных ТС. При расчете применяют регулярно обновляемую таблицу средней стоимости транспортных средств. Последний раз ее обновили 22 мая 2025 года.
Сбор за утилизацию оплачивают .
- В случае производства автомобиля в России, ответственность несет непосредственно производитель.
- На поставщика, завозящего транспортные средства в страну.
- Взимается плата с покупателя при отсутствии уплаты утилизационного сбора за автомобиль ранее.
В обычных условиях после единовременной оплаты утильсбора владелец машины может быть уверен: государство больше не предъявит ему или последующим владельцам транспортного средства дополнительных сборов. Сам сбор повышает стоимость большинства машин на сотни тысяч рублей, так как фактически прибавляется к итоговой цене товара. Однако граждане часто сталкиваются с ситуациями, когда им Федеральная таможенная служба предъявляет требования по доплате утилизационного сбора и таможенных платежей.
Претензии таможни
пояснилиПересчет ставок утилизационного сбора, который выплачивали граждане за импортные автомобили для личного пользования, предусмотрен постановлением Правительства № 1291 от 2013 года.

Правилами установлены разные коэффициенты расчета суммы уплачиваемого утилизационного сбора для граждан. Коэффициенты зависят от цели использования транспортных средств — транспортные средства для личного пользования и другие.
Автомобиль, завезенный для личного использования, должен отвечать требованиям, описанным в Правилах. Документально подтверждаются сведения о соответствии требованиям.
Если таможня обнаруживает, что транспортное средство не отвечает критериям отнесения к автомобилям для личного пользования, размер утилизационного сбора пересчитывается, и потребуется внести доплату.
В качестве примера: машины поступили и прошли таможенное оформление к частным лицам для личного использования, но через 12 месяцев с момента ввоза не зарегистрированы на этих лиц или проданы. Такая ситуация служит основанием для начисления дополнительного сбора «утилиз».
Для снижения таможенных пошлин и недоплаты налогов импортеры часто пользуются фальсификацией документов и завышением стоимости товара при декларировании.
С требованием о дополнительной оплате утилизационного сбора столкнулись автолюбители, ранее ввезящие машины в Россию и уплачивавшие утильсбор по льготным тарифам до 1 августа 2023 года. новых правил расчета.

Верховный суд рассмотрел эту ситуацию в 2019 году. Постановление гласит, что систематическая продажа товарами, ввезенными для личного пользования, более чем два раза, может стать причиной отказа в освобождении от таможенных пошлин и налогов или в применении порядка уплаты по правилам, установленным для товаров личного пользования (п. 38 постановления пленума Верховного суда № 49 от 26 ноября 2019 года).
Таможня указывает на нарушение правил предоставления льгот, поскольку под видом личного пользования ввозились автомобили для перепродажи. Вопрос доказательства лежит за таможней. Появление заботы таможни только сейчас понятно: финансирования нет. «Важна форма неверной декларации, речь идёт о применении льгот, не предназначенных для коммерческих поставок», — заявил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов.
Автомобильный эксперт Кирилл Чернов указал, что в подобных ситуациях совершается обман государства: оплата пошлины в размере 5 евро вместо 30 означает преступления и значительные убытки бюджету.
Таможня вправе взыскивать недополученное по справедливости. В чем же подвох? При завоз автомобиля человек знает цену покупки и сумму оплаты таможне. Затем предпринимает действия для уменьшения платежей, осознавая сделки с правосудием и совестью.
Кому стоит ждать проблем
В зоне риска по неправильному уплаченному утильсбору, по мнению Антона Шапарина, президента Национального автомобильного союза (НАС), находятся транспортные средства, ввезенные по «серой» схеме через страны Таможенного союза (Казахстан, Киргизию, Армению) до 1 августа 2023 года. До этой даты в российском законодательстве были незакрытые дыры, позволяющие участникам цепочки занижать таможенные сборы и платежи.
Эксперт упомянул пример с Киргизией, где пошлина рассчитывалась как процент от стоимости автомобиля. Стоимость в документах, разумеется, занижалась.

Сейчас утилизационный сбор за машины из стран ЕАЭС можно списать только при поступлении ТПО на территории России или если транспортное средство указано в реестре Минпромторга.
Список Минпромторга направлен на борьбу с импортерами, занижающими стоимость машин из стран Евразийского экономического союза. Он служит ориентиром для Федеральной таможенной службы и обновляется каждые три месяца. В последнем документе содержатся данные о 6893 моделях. С апреля прошлого года действует правило: недополученные сборы и налоги включаются в состав «утиля». Это правило распространяется на физических и юридических лиц.
Авторы
Теги