
Может быть отменен бизнес-класс и VIP в такси из-за отсутствия подходящих машин.
Новый закон о требованиях к локализации автомобилей для такси приняли в Госдуме. Какое влияние это окажет на водителей и пассажиров?

С 1 марта 2026 года перевозку пассажиров разрешено осуществлять только автомобилям, соответствующим уровню локализации, установленного для машин, приобретаемых государством. Требование дополнено условием о производстве автомобиля в рамках специального … инвестиционного контракта (СПИК)Заключение, принятое в период с первого марта двухтысячного двадцать второго года по первое марта двухтысячного двадцать пятого года.
На что поменяют действующий автопарк
Главный вопрос — замена существующего автопарка. По информации доклада Международного евразийского форума «Такси» за 2024 год, самой популярной маркой такси в России стала корейская Kia. В тройку лидеров также вошли Lada и Hyundai. В топ-10 также попали Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet.
По данным о московском рынке такси самые популярные модели — Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio, а также Skoda Octavia и Rapid.
Большинство из этих машин произвели в России по специальным инвестиционным контрактам до 2022 года, когда западные автопроизводители покинули рынок. исключение составляют китайские марки Geely и Chery, у которых нет собственного производства на территории страны.
Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси, заявила, что сначала начнут действовать требования к такси на основе механизма специальных инвестконтрактов. Пока неизвестно, какие модели попадут под новые правила: закон ссылается на перечень, который должен утвердить Минпромторг — это будет официальный список машин с нужным уровнем локализации. Документ пока не опубликован, поэтому перевозчики не понимают, что им покупать и как планировать работу. Речь идет не просто о замене парка, а о перестройке всех бизнес-процессов, переоснащении ремонтных площадок и складов запчастей.
Все автомобили, попавшие в региональные реестры такси до 1 марта 2026 года, смогут продолжать работу без выполнения новых требований. Для удаленных территорий сроки продлены до 2028 или даже 2030 года, поэтому действующие машины останутся на маршрутах.

Такие действия могут заставить операторов хранить старые автомобили дольше, чтобы не тратиться на новые, чьи требования более строгие. Сейчас парк обновляется каждые три-пять лет; в будущем возраст машин может удвоиться или утроиться. Чем старше автомобиль, тем больше поломок, выше опасность для пассажиров и ниже качество сервиса.
В компании Maxim видят альтернативу развития: для каждого перевозчика появится свой переходный период. В таксопарках срок службы машин три-четыре года, его все равно придется менять. Но теперь это будет машина из допустимого списка. Возможно, до первого марта можно внести в реестр такси любой автомобиль и не менять его пять лет.
Операционный директор «Ситимобила» Даниил Курашев считает, что таксопарки вынуждены будут покупать новые машины для соответствия закону. Однако водители вряд ли массово пересядут на отечественные автомобили. Основная причина — на рынке будет достаточно старых машин, с которыми водители привыкли работать.
Какие трудности ждут водителей
Пресс-служба Maxim указала на другую возможную проблему: основным инструментом обновления автопарка остается лизинг, доступный только юридическим лицам. Следовательно, требования локализации логично было бы применять лишь к таксопаркам. Но на практике требования затрагивают и самозанятых — физических лиц, для которых лизинг недоступен. Таким образом, именно эта категория водителей столкнется с заведомо невыполнимыми условиями.
От имени «Яндекс Такси» было заявлено, что предстоящие изменения приведут к серьезной перестройке всего такси-рынка. Закон заставит его приспосабливаться к новым условиям, и важно, чтобы в этом процессе не пострадали водители, работающие на собственных машинах.

Для многих работа водителем является основным или единственным источником дохода. Если доступ к профессии станет невозможен, отрасль может потерять значительную часть водителей. Сохранение возможности легальной работы для самозанятых — ключевой фактор, от которого зависят устойчивость рынка и доступность услуги для пассажиров.
Вырастут ли цены на поездки
Участники рынка уверены: рост цен на поездки неизбежен. Причиной станет необходимость для таксопарков и водителей приобретать только определенные модели автомобилей, отвечающие требованиям по локализации.
Введение новых правил поставит под угрозу легальную работу некоторых водителей, так как их машины не будут соответствовать требованиям. Часть из них прекратит деятельность, а часть продолжит работать неофициально. Это приведет к сокращению числа официальных такси и, по мнению экспертов, к росту цен на услуги перевозки пассажиров.
Даниил Курашев полагает, что рост цен не будет мгновенным. В ближайшем будущем, скорее всего, не стоит ожидать резких изменений в тарифной линейке.
Есть надежда, что автопроизводители не останутся пассивными и расширят ассортимент марок и моделей, отвечающих требованиям закона для использования в такси. Для этого еще есть время, и вероятность появления новых машин, подходящих для перевозки пассажиров и багажа, высока.
Было бы хорошо, если появились государственные программы по поддержке покупки автомобилей такси, чтобы отрасль смогла смягчить снижение деятельности.
Главной проблемой остаётся излишняя зарегулированность отрасли по закону 580-ФЗ. Для развития такси необходимы корректировки этого закона, которые снизят административную нагрузку и создадут более гибкие условия работы для перевозчиков.

Какие тарифы и классы доступны?
Изменят ли агрегаторы тарифы из-за нехватки автомобилей определенного класса? В отрасли беспокоятся, что список не включит автомобили бизнес- и VIP-классов, популярные в больших городах.
В случае попадания моделей за пределы допустимого списка агрегаторы столкнутся с дефицитом транспорта в высоких сегментах. Пока машины из этих категорий остаются в реестрах, они смогут работать. После истечения срока службы их замен не будет: либо попадут в аварию, либо станут нерентабельными. Об этом отмечают в Общественном совете по развитию такси.
Если на рынке не будет автомобилей бизнес-класса, агрегаторам придётся искать альтернативные решения для пассажиров, поскольку предложить им поездку бизнес-класса станет невозможным.
В регионах положение относительно стабильно: для тарифа «эконом» доступна Lada Granta, а для «комфорта» — Lada Vesta. На более высоких уровнях тарификации — в «бизнесе» и VIP — отечественный автопром не имеет достойных предложений. Сейчас в этих сегментах лидируют китайские автомобили, такие как Haval F7, Haval F7x, Geely Emgrand GT, Chery Tiggo 8 и Tiggo 8 Pro. Если эти модели не войдут в утвержденный перечень, перевозчикам попросту не на чем будет выполнять заказы в премиальных категориях, рассказали представители такси Maxim.
С 1 марта 2026 года в реестр легковых такси нельзя будет внести автомобиль, который не адаптирован для русского рынка. Автомобили, уже находящиеся в реестре, остаются там бессрочно, до тех пор пока их не исключат из учета в ГАИ или владелец сам не подаст заявление на исключение из реестра.
Возможно, некоторое время в такси будут использоваться машины, зарегистрированные до указанного срока.
Отсутствие рынка действительно бюджетных автомобилей в России сегодня создает дополнительную проблему. По мнению экспертов отрасли, высокая стоимость «Лад» является одной из главных причин низкого спроса. С начала 2020 года автомобили АвтоВАЗа подорожали в два-три раза и теперь не считаются доступным транспортом для массового сегмента.
Запрет на использование в такси автомобилей, отличных от утвержденных администрацией, не устранит проблему с ценами на автомобильном рынке России. Это также повлияет на выполнение данной нормы, – заявили в пресс-службе такси Maxim.
Работники «Ситимобила» заявляют, что агрегаторам нужно будет приспособиться: дополнить классификаторы и пересмотреть возрастной ценз для автомобилей в тарифах «эконом», «комфорт» и «комфорт+», чтобы сохранить достаточное количество машин на линии. Включение в работу автомобилей более ранних годов выпуска — временная мера, направленная на смягчение дефицита.
Что грозит за нарушение закона?
Вступление новых правил лишит перевозчиков возможности работы с автомобилями, не соответствующими требованиям локализации. Такие машины не смогут быть внесены в реестр такси и соответственно работать легально.
Каждая поездка на машине, не внесенной в реестр, будет нарушением закона. Это даст статус нелегального перевозчика с соответствующими штрафами и санкциями. Новые требования не просто ограничат возможности, а выведут за пределы легальной деятельности.
«Яндекс Такси» собирается продолжать переговоры с производителями автомобилей и рассчитывает на плодотворное сотрудничество с властями. Главная задача – защищать интересы водителей и пассажиров, чтобы внедрение новых норм не стало негативным для отрасли и не снизило качество и доступность перевозок.
Авторы
Теги