Возможно, уйдут классы «бизнес» и VIP из такси из-за недостатка подходящих автомобилей.
Закон о локализации автомобилей для такси утверждён Государственной Думой. Что из этого вытекает для водителей и пассажиров?
С 1 марта 2026 года перевозку пассажиров разрешат только автомобилям, соответствующим уровню локализации, утвержденному для машин, приобретаемых государством. Требование дополняется условием о производстве автомашины в рамках особой программы. инвестиционного контракта (СПИК)Договор, действующий с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
На что поменяют действующий автопарк
Наиболее актуальной задачей является замена существующего автопарка. По информации доклада Международного евразийского форума «Такси» (МЕФТ) за 2024 год, самой востребованной маркой такси в России стала корейская Kia. В тройку лидеров также вошли Lada и ещё один корейский производитель — Hyundai. В топ-10 также входят Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet.
По данным о моделях автомобилей такси в Москве от МЕФТ, чаще всего встречаются Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio, а также Skoda Octavia и Rapid.
Большинство машин было собрано в России по специальным инвестиционным контрактам до 2022 года, когда западные компании покинули рынок. Исключения составляют китайские марки Geely и Chery, у которых отсутствует местное производство.
Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси, отметила, что сначала будут действовать требования к такси на основе механизма специальных инвестконтрактов. Пока неизвестно, какие модели попадут под новые правила: закон ссылается на перечень, который должен утвердить Минпромторг — официальный список машин с необходимым уровнем локализации. Пока документ не опубликован, перевозчики не понимают, что им приобретать и как планировать работу: речь идет не только о замене парка, но и о перестройке всех бизнес-процессов, переоснащении ремонтных площадок и складов запчастей.
До 1 марта 2026 года автомобили, внесенные в региональные реестры такси, смогут продолжать работу независимо от новых требований. Для удаленных районов сроки продлены до 2028 или даже 2030 года, поэтому действующие машины останутся на маршрутах.
Такие действия могут побудить перевозчиков продолжать эксплуатировать старые автомобили, чтобы избежать затрат на новые, требования к которым более строгие. В настоящее время парк такси обновляется каждые три—пять лет; в будущем этот срок может удвоиться или утроиться. Чем старше транспортное средство, тем чаще возникают поломки, выше риск для пассажиров и ниже качество обслуживания.
В «Максим» видят другой путь развития событий: для каждого перевозчика будет свой переходный период. В таксопарках срок службы машин обычно три-четыре года, менять все равно придется. Только теперь это будет из списка разрешенных. Возможно, до первого марта можно зарегистрировать в реестре такси любой автомобиль и не менять его пять лет.
Операционный директор «Ситимобила» Даниил Курашев уверен, что таксопарки будут покупать новые машины, чтобы соответствовать закону. Однако водители вряд ли массово пересядут на отечественные автомобили. Главный фактор — рынок пополнится «старыми» машинами, с которыми водителю хорошо знакомы и привык работать. Эти автомобили смогут продолжать эксплуатацию по переходным условиям.
Какие трудности ждут водителей
Пресс-служба Maxim отметила еще одну возможную проблему. Основным способом обновления автопарка является лизинг, доступный только юридическим лицам. По этой причине требования локализации логично применить только к таксопаркам. Однако на практике ограничения затрагивают и самозанятых — физических лиц, которым лизинг недоступен. В итоге именно эта группа водителей столкнется с невыполнимыми условиями.
Представитель «Яндекс Такси» подчеркнул, что грядущие изменения потребуют серьёзной перестройки всей отрасли.
Внедрение нового закона заставит такси-рынок адаптироваться к новым условиям, и важно, чтобы этот процесс не нанёс ущерба водителям, работающим на собственных автомобилях.
Для многих это основной или единственный способ заработка. Если им станет невозможным работать в этой сфере, отрасль потеряет значительное количество водителей.
Вырастут ли цены на поездки
Участники рынка предсказывают рост цен на поездки. Причина ясна: если таксистам и водителям нужно будет приобретать только определенные модели автомобилей, отвечающие требованиям по локализации, это выльется в большие расходы. Такие машины не дешевеют со временем, поэтому все затраты на покупку, лизинг или кредит будут включены в тариф.
Введение новых правил поставит под угрозу легальную деятельность части водителей из-за несоответствия их машин установленным критериям. Часть из них оставит профессию, а часть продолжит работать неофициально. В результате количество официальных такси сократится, что приведёт к росту цен на услугу ввиду уменьшения предложения, как считают эксперты Общественного совета по развитию такси.
Даниил Курашев полагает, что повышение цен не будет мгновенным. В ближайшем будущем не стоит ждать резких изменений в тарифах. Есть надежда, что производители автомобилей не останутся безучастными и расширят ассортимент марок и моделей, отвечающих требованиям закона для использования в такси. Время на это еще есть, и вероятность появления новых машин, подходящих для перевозки пассажиров и багажа, высока.
Было бы неплохо, если появились государственные программы со субсидиями на покупку авто для такси, чтобы сгладить спад в отрасли.
Главной проблемой остается излишняя зарегулированность отрасли по 580-ФЗ. Для возрождения такси необходимы корректировки этого закона, которые уменьшат административную нагрузку и создадут более гибкие условия для работы перевозчиков.
Какие классы и типы тарифных планов доступны?
Изменит ли отсутствие автомобилей нужного класса тарифы агрегаторов? В отрасли беспокоятся, что список могут исключить бизнес- и VIP-автомобили, пользующиеся спросом в мегаполисах.
Если эти модели окажутся за пределами допустимого списка, агрегаторы столкнутся с дефицитом транспорта в премиальных сегментах. Пока машины из этих категорий остаются в реестрах, они смогут работать, но как только срок их службы закончится, произойдет поломка или снижение рентабельности, заменить их будет нечем, отмечают в Общественном совете по развитию такси.
В такой ситуации агрегатору придётся искать альтернативные решения, поскольку предложить клиентам поездки бизнес-класса при отсутствии соответствующих автомобилей на рынке будет невозможно.
В регионах тарифы «эконом» и «комфорт» обеспечены моделями Lada Granta и Lada Vesta соответственно. В сегментах «бизнес» и VIP отечественный автопром не может предложить конкурентоспособные модели. В этих категориях лидируют китайские автомобили: Haval F7, Haval F7x, Geely Emgrand GT, Chery Tiggo 8 и Tiggo 8 Pro. Без их включения в утвержденный перечень перевозчикам нечем будет выполнять заказы в премиальных категориях, заявили представители такси Maxim.
С первого марта двадцать шестого года в реестр легковых такси нельзя будет внести автомобиль без локализации. Автомобили, уже внесенные в реестр, остаются там бессрочно, до тех пор пока их не снимут с учета в ГАИ или владелец сам не подаст заявление об исключении из реестра.
Возможно, некоторое время в такси будут эксплуатироваться машины, зарегистрированные до указанной даты.
Россия сегодня почти лишена рынка бюджетных автомобилей, что ещё больше усложняет ситуацию. По мнению участников отрасли, одна из главных причин низкого спроса на автомобили марки «Лада» — высокая их стоимость. С начала 2020 года машины АвтоВАЗа подорожали в два-три раза и уже не считаются доступным транспортом для массового сегмента.
Запрет на использование в такси других автомобилей не устранит проблемы с ценами на российском авторынке, что повлияет на выполнение данной нормы, — сообщили в пресс-службе такси Maxim.
Специалисты «Ситимобила» указывают: агрегаторам потребуется изменить свою работу.
Необходимо расширить классификаторы и пересмотреть возрастные ограничения машин в тарифах «эконом», «комфорт» и «комфорт+». Это позволит сохранить достаточное количество автомобилей на линии.
Разрешение работы для машин более ранних годов выпуска — временная мера, предназначенная для уменьшения дефицита.
Каковы наказания за нарушение закона?
Новые правила лишат перевозчиков возможности легализоваться без соответствующей локализации автомобилей.
Каждая поездка на машине, которая не зарегистрирована, будет нарушением закона. Это автоматически делает водителя нелегальным перевозчиком с последующими штрафами и санкциями. Несоблюдение новых правил приведет не только к ограничению возможностей, но и к выходу за рамки законной деятельности.
В «Яндекс Такси» заявили о планах продолжить диалог с автопроизводителями и рассчитывают на конструктивное взаимодействие со стороны государства. Главная цель — защита интересов водителей и пассажиров, чтобы внедрение новых требований не отрицательно сказалось на отрасли и не ухудшило качество и доступность перевозок.