Магия снаружи
«Атом» внешне напоминает городские автомобили, подобные японским кей-карам или компактным вэнам. Его капот высокий, задние стойки массивные, силуэт «кроссоверный», светодиодная оптика и дорожный просвет 170 мм — все это отвечает запросам современных покупателей. Автомобиль яркий и запоминающийся, его легко отличить от других моделей на российском рынке.
Пластиковые накладки черного цвета по краю машины служат для защиты. На предсерийной версии «Атома» эти детали глянцевые, но в готовой модели их заменят матовые элементы, устойчивые к повреждениям. Задний стеклоочиститель не обнаружился. В России его наличие желательно: чистое заднее стекло на универсалах встречается редко.
Несмотря на скромную длину кузова в 3995 мм, «Атом» имеет четыре боковые двери, что необычно для машин такого класса. Колесная база составляет впечатляющие 2635 мм, тогда как у Kia Rio этот показатель — 2600 мм.
Простота внутри
Об эстетических достоинствах и недостатках внешнего вида «Атома» можно долго дискутировать, но машина создана не для обозрения, а для передвижения. Нажатие на кнопку открытия двери пассажирского отсека запускает представление. Сначала автомобиль приоткрывает переднюю дверь, затем — заднюю. При открытии обеих образуется широкий проем по всей длине салона, центральной стойки кузова здесь нет.
Чтобы осуществить смелую идею, разработчикам понадобилось усилить пороги кузова алюминиевым брусом. От уровня безопасности распашных дверей это не должно повлиять. Это силовой элемент конструкции: при закрывании внахлест образуют недостающую центральную стойку. В инжиниринговом центре рассчитывают как минимум на 4 звезды в краш-тестах. Тем более, что у «Атома» шесть подушек безопасности.
Сложный механизм боковых дверей помешал установить привычную функцию — сервопривод багажника, отсутствующий во всех версиях автомобиля «Атом».
Из-за тонких подушек кресла кажутся игрушечными, однако комфорт не страдает. Салон — пример минимализма. Комбинированная обивка сидений, тканевые вставки на торпедо и дверных картах — единственное, что отвлекает от подчеркнутой простоты, граничащей с аскетизмом.
В салоне недостаток света создает низкая крыша с черным потолком. Установка панорамной крыши в случае с «Атомом» невозможна из-за распашных дверей, но подобная функция появится в будущих проектах.
Приятные мелочи: передние сиденья оснащены парой беспроводных зарядных устройств для смартфонов и двумя подстаканниками, центральной консоли в «Атоме» нет и, предположительно, не будет. В её отсутствие нет необходимости выбирать направление движения и ставить автомобиль на «ручник» можно с помощью кнопок на торпедо.
Руль «Атома» с экраном вызвало резкую негативную реакцию у водителей. К его разработке подошли ответственно, поскольку ошибок нет места: экран управляет климатом, сиденьями, мультимедиа и навигацией — всё зависит от него. Хотите изменить наклон или вылет рулевой колонки — перейдите в цифровое меню, сместить пассажирское кресло — туда же, ведь физических кнопок на самом сидении нет. Вместо них можно использовать голосового помощника с нейросетевыми технологиями или взять смартфон, подключить его по NFC-метке и управлять параметрами через приложение. Удобно ли? Мне так не кажется. Неплохо было бы добавить быстросъемную конструкцию руля: припарковался, снял руль и ушёл с ним — противоугонная система не нужна, ведь больше ничего нет для кражи. О качестве работы с такой «баранкой» расскажу позже.
Планы по проекту «Атом» масштабные: в будущем камере предстоит распознавать водителя и автоматически настраивать все необходимые параметры под него. Также появится система дополненной реальности. Работа над ее внедрением идет полным ходом, но опробовать AR-надстройку пока не удалось.
Паркурщик
Элементы управления автомобилем практически не вызывают возражений. Машина оснащена развесовкой, близкой к идеальной — 50/50. Двигатель расположен под полом багажника, что исключает привычные приводы на передние колеса. В результате получился значительный выворот, позволяющий машине разворачиваться одним маневром даже на очень узких улицах: радиус поворота меньше 5 метров.
«Атом» движется грациозно и плавно. Даже по бетонным плитам, прикрывающим рельсы железнодорожных путей, не ощущается резких ударов. Вибрация сзади минимальна, несмотря на низкий профиль шин 215/55 R17. Шумоизоляция хорошая. Настройки подвески завершены и оказались вполне достойными.
Двадцать четыре лошадиные силы и 295 Н·м крутящего момента на задней оси позволяют автомобилю срываться с места динамично и уверенно. На предсерийном образце двигатель программно ограничен, но на серийных экземплярах разгон до сотни должен занимать не более восьми секунд. К сожалению, отключить электронный «ошейник» в лице ESP на «Атоме» не получится: создатели модели пообещали сделать все возможное, чтобы система оставалась доступна всем.
Тормоза удивили резковатой работой. На «Атоме» плавно дозировать замедление затруднительно. Инженеры объясняют это отсутствием системы рекуперации. Автомобилю предстоит научиться плавному переходу с электрического торможения на механическое перед запуском в серию.
Руль у «Атома» достаточно острый (менее трех оборотов от упора до упора), но легкий. Для передвижения по городу — вполне подходит. Не очень удобно работать рулем: из-за встроенного на руле монитора резкие перехваты даются с трудом, держаться за «баранку» приходится, как учили в автошколе.
В инженерном центре «Атома» проходят испытания автопилота второго уровня, и это означает, что в будущем городской автомобиль будет совершенствоваться ещё больше.
Ценный вопрос
Предсерийный образец демонстрирует, что проект развивается активно. Многие пользователи каршеринга смогут увидеть модель «Атом» уже в этом году. В настоящий момент тестовые экземпляры проходят завершающие испытания, после чего машина начнет выпускаться на конвейере.
Цена для покупателей вряд ли обрадует. Официальный прайс-лист ещё не опубликован, но приблизительная стоимость составляет 3–4 миллиона рублей. С другой стороны, таких необычных городских машин на рынке не представлено.
Появление собственной высокотехнологичной, конкурентоспособной и современной платформы для российского автопрома — это радостное событие, ведь без неё о реальном развитии отрасли говорить нельзя.