
Что спровоцировало снижение объёмов продаж новейших машин в России, объяснили специалисты.
Ожидания снижения цен и возвращения иностранных брендов на российский рынок авто отражаются на ситуации. Как обоснованы эти ожидания?
Завершение зимы сопровождалось снижением продаж новых автомобилей впервые за восемь месяцев. Хотя мартовские данные еще не доступны, специалисты и дилеры предсказывают дальнейшее сокращение реализации автотранспорта.
Спрос давно «вытянут»
Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков назвал ситуацию на российском рынке автомобилями «идеальным штормом». По его словам, падение интереса к покупке машин связано с несколькими причинами. Во-первых, по мнению эксперта, прошлый год спровоцировал подъем интереса к приобретению автомобилей. Целиков пояснил, что из-за сильного роста утилизационного сбора многие стремились купить автомобиль до повышения цен.
По итогам года рынок составил 150–200 тысяч машин больше, чем предсказывалось.
Аномалии ключевой ставки
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев разделяет подобное мнение. По его словам, застой на рынке авто в феврале—марте вызван высокой ключевой ставкой, которая оказывает давление на кредиты и лизинг, а также удерживает средства физических лиц на депозитах.
Михаил Плотников, генеральный директор компании «Мотор-Плейс», официального дистрибьютора Honda в России, считает, что депозиты не побуждают покупателей приобрести автомобили, и это ключевой фактор падения продаж.
В настоящее время существует множество финансовых программ, включая рассрочки, однако люди чаще всего выбирают вклад в банке как способ получения прибыли.
Сергей Целиков полагает, что высокий процент в банковских кредитах оказывает прямое влияние на продажи автомобилей на территории России. Причин тому несколько.
Аналитик отметил: кредиты подорожали, и выгоднее хранить деньги под процентами, чем совершать крупные закупки.
Рубль укрепился, но не укрепил ситуацию
Укрепление рубля также привело к уменьшению покупательской активности. По словам Целикова, будущие покупатели перешли в «режим ожидания» вследствие снижения стоимости доллара, евро и юаня.
Конечно, сейчас все надеются на понижение цен на машины. Но скоро этого ждать не стоит.
Николай Иванов заявил о вероятности смягчения цен на автомобили лишь при условии устойчивого роста курса рубля не менее трех месяцев.
Говорим о лицензионных авто, продаваемых в России. Автомобили, завозимые по параллельному импорту, могут быстро реагировать на валютные колебания, но изменения несущественны.
Сергей Целиков сообщил, что многие производители и дилеры начали предлагать скидки на автомобили. Однако эти скидки не связаны с укреплением национальной валюты. По словам аналитика, существенные скидки действуют только на машины прошлых лет выпуска.
Таким образом стремятся избавиться от остатков складов. Ситуация продлится приблизительно до лета, пока прошлых годов автомобили не будут проданы, — констатировал Целиков.
По мнению Рената Тюктеева, цены немного снизились из-за большого количества импортных товаров в прошлом году и уменьшения спроса в этом.
Средняя цена нового легкового автомобиля в первом квартале снизилась на 4% по сравнению с первым кварталом прошлого года. В настоящее время все автомобильные бренды предлагают скидки, средний уровень которых составляет 3-4%.
Надежда на камбэк западных брендов умирает
Целиков полагает, что водители ждут снижения цен и возвращения многих мировых брендов, исчезнувших в 2022 году. Из-за этого многие не спешат приобретать китайские автомобили, рассчитывая на возобновление продаж корейских и японских компаний.
Ренат Тюктеев считает ожидания такими напрасными и утверждает, что возврата не будет как минимум в течение двух лет.
Если подобное произойдет, цены на автомобили, например, европейских производителей, могут сильно разочаровать всех участников рынка высокими отметками.
Николай Иванов полагает информацию о потенциальном возвращении иностранных автопроизводителей измышлением. Тем не менее, признаёт, что данный слух заинтересовал многих водителей.
Верующие люди отложили визит к дилеру, чтобы приобрести автомобиль. Это достоверно, – подытожил руководитель компании.
Покупатели хотят в автосалоны, но не идут
Эксперты настроены оптимистично по поводу будущего рынка. Целиков прогнозирует, что во втором полугодии рынок автомобилей станет заметно более благоприятным, чем в первом.
Каждый буран сходит на нет, — сказал он жестами рук.
Тюктеев сообщил, что в марте ожидается рост по сравнению с февралем.
Предполагается оживление спроса ближе к осени, — дополнил он.