Глава Национальной автомобильной службы Шапарин выступил с заявлением о целесообразности усиления ответственности за правонарушения в области дорожного движения
— Антон, предлагаю начать с нашумевшей истории о запрете правого руля в России. Как вы считаете, нужны ли такие ограничения?
— Необходимо разобраться в произошедшем. В своей стратегии Министерство внутренних дел четко указало на то, что данные транспортные средства представляют опасность. Этот вывод основан на внутренних статистических данных ведомства. Однако средства массовой информации начали интерпретировать эту информацию иным образом: якобы МВД намерено ввести запрет на праворульные автомобили. Разумеется, это не соответствует действительности, и конкретного плана на данный момент у ведомства нет. Тем не менее, я согласен с тем, что такие машины менее безопасны на российских дорогах. Помимо этого, важно проанализировать, каким образом они были ввезены в Россию. Многие автомобили вообще не соответствуют российскому техническому регламенту, в частности, в сфере светотехники.
— А возможно ли реализовать подобную инициативу?
— Когда-то один из представителей ГАИ заявил, что они надеются на естественное исчезновение автомобилей с правым рулем в России. Ранее была предпринята попытка добиться этого административными мерами, однако это вызвало общественное недовольство, особенно в Дальневосточном регионе.
Введение запрета на данный момент не представляется возможным, поскольку через Дальний Восток ежегодно ввозят сотни тысяч автомобилей с правым рулем. Следует подчеркнуть, что в настоящее время количество таких транспортных средств на дорогах достигло рекордного уровня.
— Я бы хотел обсудить ваши заметные начинания. В частности, в 2023 году Национальный автомобильный союз выступил с предложением о корректировке порядка реализации транспортных средств. Каким был итог этой истории?
— В данном предложении мы сосредоточились на проблеме большого числа нелегальных автомобилей, курсирующих по дорогам. Эти транспортные средства представляют опасность для безопасности, поскольку ими могут управлять лица, совершающие преступления. Помимо этого, они увеличивают финансовое бремя государства, поскольку приводят к недополучению средств от транспортного налога.
Чтобы справиться с возникшей проблемой, мы рекомендовали обязать продавцов автомобилей уведомлять сотрудников ГАИ о совершении сделок. Это также могло бы ограничить действия перекупщиков, искусственно завышающих цены на подержанные автомобили. Однако в МВД отказались от предложенных решений, поэтому я могу предвидеть только негативные изменения в данной ситуации.
— Какие еще проекты были подготовлены вашей организацией в последнее время и на какой стадии они находятся?
— Недавно начатые и в которых мы активно участвовали процессы касаются импорта и использования китайских автомобилей в России. В частности, НАС выявил серьезные недостатки в грузовиках Sitrak. Фактически, компания предоставляла для сертификации одно транспортное средство, а затем поставляла совершенно другое. После обнаружения этой ситуации мы обратились в суд к Росстандарту с требованием отменить одобрение типа транспортного средства (ОТТС) для Sitrak. Пришлось, конечно, вести судебные разбирательства по этому вопросу в течение длительного времени. Однако в конечном итоге Росстандарт фактически удовлетворил наши требования. Это, безусловно, успех, поскольку ведомство, наконец, прекратило бездействие в данном вопросе.
— Вопрос с грузовиками решен. Возможно, существуют и другие варианты, представляющие особый интерес для обычных российских автомобилистов?
— Еще один важный вопрос, который мы затронули, касался работы Росаккредитации. Судя по всему, ведомство не смогло предотвратить массовую продажу документов испытательными лабораториями. Мы обнародовали ряд подтверждающих это фактов через средства массовой информации. В конечном итоге, публикации в прессе привели к смене руководства Росаккредитации и привлекли внимание высшего руководства к проблемам, существующим в этой области.
— Не могу не поинтересоваться одним из наиболее острых вопросов — дорожными камерами. Я знаю, что и наша организация занималась этим.
— Действительно, в результате проведенного нами исследования было выявлено, что треть камер, установленных в России, представляют собой устаревшие системы. Эти комплексы способны лишь фиксировать скорость транспортных средств.
Рассмотрим, например, Краснодарский край. В нём зафиксировано наибольшее в стране количество камер фотовидеофиксации, расположенных на дорогах. Вместе с тем, количество штрафов, генерируемых одной камерой в день, в 20 раз уступает московским показателям (три против 46). Это указывает на то, что значительное число камер в Краснодарском крае фактически не функционируют.
— Как вы считаете, насколько остра стоит проблема некорректных штрафов с камер в России на данный момент?
— Общее число ошибочных штрафов нельзя назвать значительным, хотя случаи, когда они возникают, все же имеют место. Причина проблемы ясна: штраф водителю не формируется автоматизированной системой, а выписывается должностным лицом, которое должно проанализировать все записи с камер и принять решение о наказании. Однако объем таких материалов очень велик, и сотрудники не могут справиться с таким объемом работы. Единственный выход из сложившейся ситуации — увеличение штата.
— Следует ли устанавливать санкции за необоснованные штрафы?
— Некоторые считают, что должно быть применено наказание к работникам соответствующих органов, допустившим необоснованную выдачу штрафов. Тем не менее, я убежден, что это не принесет положительных результатов. В настоящее время в Министерстве внутренних дел и так наблюдается дефицит сотрудников, о чем они сами часто заявляют, и введение штрафов только усугубит эту проблему. Поэтому наиболее целесообразным решением на данный момент является значительное упрощение процедуры обжалования штрафов.
— По-прежнему актуальной остается тема недавнего увеличения штрафов за различные нарушения правил дорожного движения. На ваш взгляд, насколько оправдано такое изменение?
— Мы поддерживаем пересмотр Кодекса об административных правонарушениях, поскольку некоторые правонарушения, ответственность за которые должна быть весьма строгой, остались без внимания при последнем ужесточении.
— Можете привести примеры?
— Безусловно, неиспользование детских кресел и непристегнутый ремень безопасности — это серьезные нарушения. На мой взгляд, необходимо максимально ужесточить наказания за них, поскольку они оказывают прямое влияние на уровень смертности в дорожно-транспортных происшествиях.
— Обсуждение вопроса о возобновлении штрафов за среднюю скорость периодически поднимается вновь. Какова ваша позиция относительно этого?
— На дорогах установлены знаки, указывающие допустимую скорость. Эти таблички размещены не случайно, а с целью обеспечения безопасности водителей. Следовательно, автомобилистам необходимо придерживаться установленного скоростного режима на данном участке дороги. Определение порядка штрафования нарушителей, превышающих скорость, — уже отдельный вопрос.
Власти также должны устанавливать соответствующие ограничения скорости на автомагистралях. Действующие на некоторых российских дорогах лимиты скорости зачастую оказываются слишком низкими. В Москве, например, встречаются участки, где максимально допустимая скорость равна 10 км/ч – даже электросамокат способен развивать большую скорость.
— Мне представляется, что вопрос о тонировке автомобилей в нашей стране обсуждается всё чаще. Можно ли предположить какие-либо изменения в этой сфере?
— Отношение к тонировке стекол в автомобиле может быть различным, однако необходимо учитывать, что она регулируется техническим регламентом Таможенного союза. Поэтому предложения отдельных депутатов Государственной Думы об отмене тонировки, сделанные без должного понимания вопроса, свидетельствуют об их недостаточной компетентности. Таким образом, принятых Государственной Думой предписаний для решения данной проблемы будет недостаточно.
— Возможно ли ввести штрафы за курение за рулем, как это ранее предлагал Минтранс?
— Предложение Минтранса, подобно ряду других его проектов, пока не реализовано. Тем не менее, совершенно очевидно, что управление транспортным средством возможно только при условии удержания рук на руле и постоянного контроля за дорогой. Использование телефонов, курение, употребление кофе и другие подобные действия недопустимы с точки зрения обеспечения безопасности. С этим нарушением необходимо бороться, и единственный эффективный способ – использование камер фотовидеофиксации.
— В последнее время всё чаще появляются сообщения о возможном значительном повышении стоимости автострахования для обычных автовладельцев. Есть ли у вас какая-либо информация на этот счёт?
— В настоящее время система обязательного страхования автограждан демонстрирует значительный дисбаланс, что является нашей давней проблемой. Стоимость страховых полисов увеличивается, в то время как размер выплат, наоборот, сокращается. Это связано, в частности, со снижением стоимости запасных частей. Также стоит обратить внимание на оценку ущерба, проводимую так называемыми независимыми экспертами, которые нередко работают в офисах страховых компаний. В Беларуси, например, размеры выплат значительно выше, а тарифы – ниже. Мы ожидаем от регулирующих органов оперативного вмешательства в сложившуюся ситуацию и адаптации опыта соседней страны.
— Давайте обсудим еще одну важную тему, волнующую всех автомобилистов — стоимость новых автомобилей. Какие прогнозы можно ожидать в будущем?
— Основной причиной роста стоимости является утилизационный сбор, который увеличивается ежегодно. Естественно, это приведет к повышению цен на автомобили. В то же время Минпромторг уменьшает объем баллов локализации, необходимые автопроизводителям для получения компенсации. Это позитивный шаг в отношении Haval и других китайских компаний, планирующих инвестировать в производство в России. Очевидно, на стоимость автомобилей будут влиять также валютный курс и ключевая ставка.
— А зачем вообще нужен утильсбор?
— Утильсбор – это форма таможенно-тарифного регулирования, которая, несмотря на название, не связана с утилизацией. Основная цель этой меры – защита внутреннего рынка. Практически все мировые экономики стремятся ограничить влияние иностранных компаний, когда у них есть сильные отечественные производители. Однако, это не характерно для России. К сожалению, в ряде сегментов у нас отсутствуют собственные автомобили, способные конкурировать с китайскими».
Несмотря на это, можно утверждать, что утилизационный сбор останется в силе. Изменений в этой области ожидать не следует. Только за прошлый год он принес в бюджет значительную сумму – триллион рублей. От таких поступлений сейчас никто не откажется.
— В течение 2025 года российские дилеры и дистрибьюторы предлагали значительные скидки на новые автомобили. Неизвестно, как долго сохранится такая тенденция?
— Скидки на автомобили были начаты из-за переполненности складских помещений, снижения спроса и повышения стоимости кредитов. Акции будут действовать до тех пор, пока не будет реализован имеющийся запас.
— Необходимо также рассмотреть вопрос о возвращении на российский рынок зарубежных автобрендов. Способны ли они оттеснить с лидирующих позиций китайские автомобильные компании?
— Исходная ситуация с возвращением российских автомобильных брендов будет определяться ценовой политикой. Многие российские водители, несомненно, с удовольствием вернутся к привычным им маркам. Однако это станет возможным лишь при условии, что стоимость автомобилей будет сопоставима с ценами на китайские машины.
— Значит, граждане России могут довольно просто распрощаться с автомобилями китайского производства?
— Ситуация неоднозначная. Известно, что многие водители вынуждены приобретать автомобили, произведенные в Китае, поскольку нет других вариантов. К тому же, некоторые из них отличаются невысокой надежностью. Это связано с тем, что многие модели разрабатываются специально для внутреннего рынка, где не принято уделять повышенное внимание эксплуатации транспортных средств. Кроме того, китайцы предпочитают регулярно обновлять свои автомобили.
В то же время китайский автомобильный рынок демонстрирует стремительный рост. К примеру, некоторые модели Toyota и Lexus в ряде аспектов уступают по современности автомобилям, производимым в Китае.
Я по-прежнему убежден, что возвращение корейских граждан в Россию может спровоцировать значительный интерес к их автосалонам.
— На отечественном рынке сейчас представлено большое количество китайских брендов. Однако многие из них не демонстрируют значительных объемов продаж. Стоит ли ожидать ухода некоторых компаний из России?
— Китайские автомобильные бренды, не планирующие размещать производство в России, столкнутся с серьезными последствиями. Сейчас перед ними стоит выбор: организовать выпуск машин на территории страны или отказаться от российского рынка. Причина в том, что утилизационный сбор со временем приведет к тому, что нелокализованные автомобили станут неконкурентоспособными с финансовой точки зрения.
— Каково ваше мнение о корейском бренде KGM (ранее известном как SsangYong) и его возможностям на российском рынке?
— При текущих ценах корейские автомобили KGM будут представлять собой скорее исключение на российском рынке. Несомненно, они предлагают комфортабельные машины с хорошим оснащением, однако за запрошенную цену это кажется неоправданным. Поэтому они однозначно уступают своим китайским конкурентам. Я не вижу у данного игрока перспектив на нашем рынке, учитывая текущие объемы продаж, что ставит под вопрос дальнейшее присутствие этой марки в России.
— Российский АвтоВАЗ, напротив, на протяжении длительного периода удерживает позицию безоговорочного лидера на рынке. Возможно ли, чтобы эта тенденция когда-нибудь изменилась?
— Не стоит утверждать, что АвтоВАЗ сохранит лидерство постоянно. Чтобы заслужить это положение, компании необходимо внедрять новшества и предлагать продукты, пользующиеся спросом без административной поддержки. Кроме того, следует признать, что компания допустила ошибку в ценовой политике. Например, на внутреннем рынке автомобили предлагаются по более высокой цене, чем в Белоруссии.
— К сожалению, АвтоВАЗ не так давно вывел на рынок свой дебютный кроссовер — Azimut. Каковы ваши впечатления?
— Необходимо в первую очередь определить, в какой степени он использует китайские комплектующие. Наибольший интерес представляют двигатель и коробка передач. Что касается его будущих возможностей, то они будут зависеть от стоимости. Пока представители АвтоВАЗа не сообщили никаких конкретных данных.