

Неоднократно отмечалось затягивание «Автотором» с отчетом для акционеров 2023 года. К середине 2024-го цифр пока нет, кроме заявления главы совета директоров Валерия Иосифовича Горбунова о выпуске 38 тысяч машин. Напомним, менеджмент «Автотора» в начале 2023 года ставил план в 100 тысяч, но к середине года сократил его до 70 тысяч. Сколько произведено на самом деле? Вероятно, статистика продаж даст более или менее достоверный ответ. В 2023 году и за первые шесть месяцев 2024-го на учет встали 18 765 автомобилей Kaiyi, Baic, Amberauto, SWM, JMC 2023 года выпуска. На складах, вероятно, имеются остатки образцов 2023 года выпуска, но по динамике сокращения их сбыта таких машин осталось немного. Между тем «Автотор» ищет пути повышения загрузки производственных линий и готовится расширить ассортимент.
Некоторые сведения из Калининграда касаются брендов Kaiyi и Baic. Конфиденты сообщают, что в ближайшее время, ориентировочно к началу осени, по этим маркам в России будут организованы полноценные представительства китайских фирм, которым перейдет вся полнота власти в части дистрибуции автомобилей. Машины собирают на дочерних юрлицах «Автотора»: «Балтийская автоиндустриальная компания» отвечает за Baic, «Калининградская автоиндустрия» (сокращенно АО «КАИ») — за Kaiyi, хотя фактически все изготавливается на одном конвейере. При этом дистрибуцией и маркетингом занимаются структуры «Автотора» — «Баик Рус» и «Каи Рус».
Как мы ранее отмечали, объем реализации и вследствие этого производство этих машин в прошедшем и текущем годах далеки от желаемого. По этой причине китайская сторона изъявила желание взять дистрибуцию под свой контроль.
В каком виде произойдет преобразование «Баик Рус» и «Каи Рус», неизвестно: станут ли китайские производители единственными учредителями этих юридических лиц или же будут созданы новые — в замену прежним.
Пока неясно, будут ли новые дистрибьюторы импортировать Kaiyi и Baic из КНР или продолжится только реализация машин калининградской сборки. Вероятно, обычный покупатель от всех этих изменений получит лишь выгоду, поскольку единственный способ увеличения объемов — это снижение цен. Любой иной результат лишь усложнит положение как брендов, так и «Автотора».


Возможно, «Автотор» разорвет сотрудничество с некоторыми моделями Kaiyi и Baic. В отчётной информации о рынке за первую половину года Всего с января по июнь 2024 года было зарегистрировано 2570 седанов Kaiyi Е5, а выпущено — лишь 41. Статистика продаж моделей Kaiyi Е5 2024 года выпуска началась только с апреля. Возможно, это связано с приостановкой выпуска машин компанией «Автотор» в первом квартале.
Планы завода «Автотор» стали доступны благодаря обновленному Специальному инвестиционному контракту (СПИК). В новой версии СПИКа все модели зашифрованы, например, легковая машина С-класса называется SIC-(X) без указания марки и модели.
Бывший руководитель автомобильного департамента Минпромторга Денис Пак, ныне президент «Автотор Холдинга», использовал подобную кодировку моделей. Первая буква обозначает тип машины: S — седан, M — минивэн, O — кроссовер/внедорожник; вторая — тип силовой установки: I — двигатель внутреннего сгорания, H — гибрид, E — электромотор; третья — размерный класс.

Рассмотрим наименования автомобилей, зафиксированные в СПИКе «Автотора», и попытаемся сопоставить их с уже известными нам моделями. В 2024 году предприятие вместе с привлеченными юрлицами должно выпустить шесть типов легковых автомобилей категории М1. Самым простым кажется электрический седан D-класса Amberauto A5 (колесная база — 2750 мм). Пробная партия была выпущена в прошлом году в Калининграде, а в этом году началась серийная сборка. В первом полугодии 2024 года на учет встали все 23 экземпляра Amberauto A5, произведенные в прошлом году. Возникает вопрос: будут ли продаваться автомобили Amberauto A5 2024 года выпуска или проект прекратится из-за отсутствия спроса, как говорил Валерий Горбунов?
Внимательный читатель, вероятно, вспомнит о прежних обязательствах «Автотора» поставить на конвейер в 2023 году электромобиль под названием «New models». Возможно, речь шла именно об установке партии из 200 машин. Таким образом, судя по всему, электромобили 2023 и 2024 годов — это Amberauto A5, то есть перелицованный JMEV GSE, созданный совместными усилиями китайских инженеров JMC и французских из Renault. На это указывает фраза Валерия Горбунова из февральского интервью «РИА Новости»: «Пилотную партию таких электромобилей в количестве 200 штук мы выпустили в конце декабря 2023 года в рамках обязательств по СПИКу. Все они будут реализованы в Калининградской области». Под «такими автомобилями» Валерий Иосифович подразумевал модели, разработка которых ведется в рамках технологического сотрудничества с рядом китайских партнеров. Ключевое уточнение о модели дано, но не ясны перспективы дальнейшего выпуска.


Продолжим разговор об электричестве. В этом году начнется сборка и компактных электромобилей категории L7, разработанных нами самими. в репортаже с завода в прошлом годуПовторяться не будем. В том или ином виде раньше уже были в СПИКе, а кроме того, их запуск публично анонсировали официальные лица «Автотора», поэтому никаких неожиданностей нет, за тем исключением, что из обязательств выпал «электромобиль для инвалидов» той же категории L7. Напомним, цену именно этой версии с учетом всех государственных дотаций планировалось уложить в миллион рублей. «Инвалидка» тоже должна была пойти в продажу с этого года, однако в действующей версии СПИКа она не прописана, по крайней мере, в явном виде.
Продолжаем движение. В текущем году «Автотор» должен освоить два кроссовера С- и D-классов с ДВС. Здесь начинаются вариации, которые не исключает условий СПИКа: по одной позиции могут быть выпущены несколько моделей — главное, чтобы были выполнены совокупные обязательства по выплатам в местный и федеральный бюджеты, по выпуску продукции (в рублях) и так далее. Предположим, что D-SUV — это Kaiyi X7 Kunlun (колесная база — 2800 мм). Партию этих машин в этом году совершенно точно собрали на заводе, поскольку в первом полугодии на учет встали 60 экземпляров. Будет ли продолжена сборка этих машин дальше, неясно.


SWM G05 PRO (колесная база — 2750 мм) также претендует на должность D-SUV. С января по июнь дилеры продали всего два образца 2024 года и 98 машин в целом. Не ясно, будет ли продолжена сборка.
В списке SUV класса D от Автотора указано интересное обстоятельство: одна модель будет рамной и, вероятно, гибридной.
О характере этой модели предположений делать не станем – секреты китайской автомобильной промышленности пусть разгадывают специалисты.


В этом году на «Автоторе» собирают Baic X75 с колесной базой 2800 мм, однако с февраля по июнь зарегистрировано лишь 60 машин. Выпускается много моделей, а вот продажи идут медленно. Возможно, причина в производственных сложностях, но понятно желание китайцев организовать собственное представительство, если информация от наших источников верна.


Переходим к компактному кроссоверу, который «Автотор» должен представить в этом году. На эту роль претендует Jetour Dashing, о начале сборки которого сообщалось еще в феврале, а сам «Автотор» — в апреле.
К концу июня на учет не встал ни один Дашинг калининградского производства — только импортные модели. Возможно, завод просто не успел пополнить дилерскую сеть Дашингами собственной сборки. Интересно, что с продажами этого кроссовера проблем нет: он расходится хорошо, во многом благодаря скидочным акциям. В первом полугодии было продано 14 473 машины, а значит, за год продажи составят более 30 тысяч.
Проще говоря, Дашинг — самый подходящий кандидат для сборки «Автотора». По итогам III квартала увидим, поступят ли Дашинги калининградской сборки в продажу. Если нет — станет понятно, что проект буксует.
Baic X55, относящийся к компактным кроссоверам, с прошлого года выпускается на калининградском конвейере. Но, как и у других моделей, продажи экземпляров текущего года невелики: в первом полугодии было продано только 67 штук.
Вопрос к компактному седану Kaiyi E5 отсутствует, о продаже образцов 2024 года которых писали ранее. В текущем году «Автотору» предстоит освоить минивэн, вероятно, речь идет о ранее анонсированном Forting M4 Yacht, но за первое полугодие подобных машин калининградской сборки на учет не поставлено. На балансе — только 10 кроссоверов T5 Evo. Всего с учетом импорта с января по июнь в России было продано 148 новых автомобилей марки Forting. Не сказать, что много…
Перед рассмотрением планов «Автотора» на 2025 и 2026 годы заметим, что помимо легковых моделей в СПИКе указаны обязательства и по коммерческим машинам. В списке множество различных типов: электрические, шасси и другие. Однако этот вид транспорта не является спецификой Дрома.
В 2025 году предприятие планирует освоить одну легковушку — D-класса с двигателем внутреннего сгорания. Возможно, это будет Chery Arrizo 8. Вместе с тем некоторые источники утверждают, что российское представительство Chery («Чери Автомобили Рус») на площадке в Калининграде собирается локализовать как минимум одну модель Omoda. Один из собеседников уверяет, что речь идет о седане S5. Такой вариант логичен: машина показала прирост продаж во II квартале — 4134 штуки против 1651 в I квартале. Кроме того, именно небольшие импортные автомобили станут первыми жертвами повышения утилизационного сбора. Дополнительные полмиллиона рублей в цене такой машины поставят на ней крест. Мы это уже проходили: после повышения утилизации 1 января 2020 года ряд моделей покинул российский рынок, вспомним хотя бы Mazda3. Если Omoda S5 и встанет на конвейер в Калининграде, то именно в нынешнем году, потому что ни в 2025-м, ни в 2026-м не предусмотрены седаны С-класса с ДВС.


В Калининграде собираться будут ли Chery Arrizo8 или Omoda S5, или же оба этих автомобиля?
Электрический седан С-класса выйдет в 2026 году. Также выпустят электрические кроссоверы С- и D-классов, а также электрический среднеразмерный вэн и гибридный вэн того же класса.
Смысл такой большой доли «зелёного» неясен: недавно сообщалось о скромных продажах у «Моторинвеста», а Skywell, кажется, приказал долго житьКакие именно марки и модели скрываются под кодами 2026 года неизвестно. С уверенностью можно заявить лишь о том, что все гибриды будут построены по последовательной схеме, где ДВС будет использоваться только для зарядки высоковольтной батареи.
Желательно, чтобы завод выработал производственную линейку, пусть даже экспериментально, и радовал российских потребителей доступной и качественной продукцией.