Nissan: последствия убытков в размере 750 млрд иен.

VozBox  » Новости »  Nissan: последствия убытков в размере 750 млрд иен.

Компания Nissan выпустит пять новых автомобилей, невзирая на финансовые потери.
Автопроизводитель Nissan сталкивается с трудностями: прекращение совместных проектов с компанией Honda, сокращение сотрудников и исторические потери.

Nissan сворачивает производство в Ухане

Nissan готовится закрыть Спрос на электрокар Ariya и кроссовер X-Trail оказался недостаточно высоким, чтобы обеспечить работу сборочного цеха в китайском Ухане. За два года с момента запуска в 2022 году завод выпустил около 100 тысяч автомобилей при проектной мощности 300 тысяч машин в год.

Низкие показатели продаж обусловлены острой конкуренцией со стороны китайских марок. Местные бренды быстро развиваются, вынуждая иностранных производителей, таких как Nissan, действовать в неблагоприятных условиях, практически в качестве преследователей.

Не первый завод Nissan в Китае попал под сокращения. В прошлом году компания закрыла предприятие в Чанчжоу, работавшее с 2020 года и рассчитанное на выпуск 130 тысяч автомобилей ежегодно. Причины те же — быстрый рост популярности китайских электрокаров и снижение интереса к иностранным моделям.

Крупный удар в начале года

В феврале текущего года было отменено слияние Honda и Nissan на сумму 60 миллиардов долларов, которое могло бы привести к созданию одного из крупнейших автопроизводителей мира. Обе компании подтвердили, что поставлена точка не только в переговорах о слиянии, но и прекращаются обсуждения потенциального трехстороннего альянса с Mitsubishi.

Причина краха сделки В вопросах управления возникли разногласия. Honda стремилась стать головной компанией, а Nissan — «дочерней». Такое положение противоречило первоначальному замыслу, изложенному в подписанном 23 декабря меморандуме о взаимопонимании (MOU), где говорилось о создании равноправного холдинга.

В сообщении Nissan сказано, что Honda изменила структуру сделки во время переговоров, из-за чего Nissan отказался от участия. Nissan опасался, окажись в подчиненной позиции, потеряет независимость и управление стратегическими решениями.

Обе стороны официально выражают намерение оперативно принимать решения и адаптироваться к изменениям отрасли. В действительности это попытка сберечь репутацию, предотвратить длительные корпоративные разногласия и поддерживать темп в условиях быстрого перехода рынка к электромобилям, программному обеспечению и новым партнёрствам.

К слову, Nissan вел переговоры Foxconn, технологический гигант, прежде всего известный как контрактный производитель электроники для Apple, заключил партнерство с IT-компанией. Такое решение могло указывать на изменение стратегического вектора. Тем не менее, Foxconn пока не торопится сделкой с Nissan. В феврале председатель совета директоров Foxconn Ян Лю заявил о готовности компании инвестировать в автопроизводителя, но это не является для нее конечной целью.

Лю упомянул о возможной покупке акций Nissan, если это понадобится, в интервью. Reuters. — Но цель — не владение, а сотрудничество».

Nissan понесло рекордные убытки – почти 5,3 миллиарда долларов.

Компания официально подтвердилаВ результате работы финансового года 2024, завершившегося 31 марта, чистый убыток Nissan составит от ¥700 млрд до ¥750 млрд, или около $4,9–5,3 млрд по текущему курсу. Это самые большие потери в истории компании. В самой фирме провал связывают затянувшейся реструктуризацией и рядом сопутствующих факторов.

Кульминацией кризиса стало неудавшееся слияние с Хондой. После этого, в феврале, генеральный директор Макото Учида покинул компанию. занял Иван Эспиноса занимал пост вице-президента по глобальному продукту в прошлом.

Ему предстоит извлечь марку из трудного положения. Задача сложная: модельный ряд устарел, а конкуренция от китайских компаний растет ежемесячно.

«Принято решение пересмотреть годовой прогноз после оценки операционной деятельности и производственных активов», — сообщает заявление Эспиносы.

На общую сумму убытков более ¥500 миллиардов (около $3,5 миллиардов) приходится обесценивание активов в Северной и Южной Америке, Европе и Японии. Вместе с тем у Nissan всё ещё есть внушительная финансовая подушка — около 1,5 триллиона иен ($10,5 миллиардов), что даёт компании шанс на второе дыхание и успешную реструктуризацию.

Способы оптимизации расходов

Отказ от объединения с Honda заслонил другую значимую информацию: Nissan начинает крупномасштабные антикризисные преобразования.

Первым шагом станет сокращение Nissan планирует сократить до конца финансового года 2026 (31 марта 2027) 6,5 тыс. сотрудников. В ближайшие 12 месяцев покинут компанию 5,3 тыс., ещё 1,2 тыс. — в следующем году. Это часть плана по сокращению 9 тыс. рабочих мест: оставшиеся 2,5 тыс. уйдут по добровольным программам или вместе с должностями, подлежащими упразднению.

Оптимизация продолжается. Производство снизится на 20%, с пяти до четырёх миллионов автомобилей в год. В период с 2025 по 2026 финансовые годы планируется закрыть три завода. Каких именно предприятий коснутся сокращения, пока не сообщается.

Смены на сборочных заводах в Смирне (Теннесси) и Кантоне (Миссисипи) будут сокращены. Компания также собирается ускорить разработку новых моделей: сейчас срок от начала проекта до запуска в серию составляет 52 месяца, но планируется сократить его до 37, а затем — до 30 месяцев. Кроме того, предполагается уменьшить сложность деталей на 70% для снижения себестоимости.

Вместе с этим начата программа унификации дизайна для шести главных моделей — Nissan планирует создать единый и запоминающийся стиль бренда на всех главных рынках.

В финансовом году 2025 появится долгожданный Rogue с подключаемым гибридом, а в 2026 — версия с технологией e-Power, где бензиновый двигатель будет служить генератором, как, например, у Nissan Qashqai.

Также в 2025 финансовом году ожидаются:

  • новое поколение Leaf,
  • электрический кей-кар,
  • Большой фургон с системой электропривода e-Power третьего поколения.

Новая силовая установка окажется на 20% более экономичной и дешёвой в изготовлении по сравнению с предшественницей. Ее установят на Qashqai в Европе, а в США — на новый Rogue.

Рост продаж в США

Рост продаж Nissan на американском рынке составил 5,4% по сравнению с 2023 годом, но это достигнуто за счёт скидок и продажи авто с убытком для дилеров, что привело к финансовым потерям многих из них.

Согласно Automotive News, прибыль американских дилеров Nissan уменьшилась на 70% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Непосредственно около 40% из 1071 дилерского центра в США функционируют с убыточностью — это худший показатель как минимум за полтора десятилетия.

Причины назывались двумя: недостаток гибридных моделей и избыточное число дилеров при уменьшении рынка доли.

В настоящее время Nissan — единственный крупный автопроизводитель на рынке США, не выпускающий моделей с гибридными системами mild-hybrid или plug-in. Такая ситуация сохранится в ближайшее время: первые подобные автомобили появятся не раньше 2027 года.

В США Toyota продает гибриды третью часть всех своих автомобилей, а у Accord и CR-V от Honda гибридные версии составляют почти половину продаж. Покупатели всё чаще предпочитают экономичные, технологичные и экологичные автомобили и выбирают предложения конкурентов.

Вторая проблема — избыточное количество дилеров. Продажи Nissan снизились с 7,7% до 5,8% за пять лет, однако число дилерских центров не изменилось.

В США Nissan имеет больше автосалонов, чем Honda, Hyundai или Kia, несмотря на меньший объем продаж. Закрытие нерентабельных торговых точек могло бы укрепить крупные дилерские центры и предоставить возможность эффективным игрокам расшириться.

Компания заботится о поддержании интереса к бренду: выпускает привлекательные версии спортивных автомобилей и идет навстречу любителям марки. Новый руководитель, Иван Эспиноса, даже сам ездит на Nissan Z. Однако лишь преданностью фанатов положение не исправить — без современной конкурентоспособной линейки моделей бизнес не выживет.

Дешевые модели, такие как Versa, пока остаются единственным источником роста продаж. Такая тенденция наблюдается на фоне общего повышения цен на автомобили и новых тарифов, введенных США против зарубежных производителей. Однако этого маловато для существенного увеличения продаж.

Полный финансовый отчёт Nissan за 2024 финансовый год опубликуют 13 мая. По предварительным данным, он может быть неутешительным.