

В минувшей неделе на площадке МИМС-2024 состоялся очередной Международный автомобильный форум (IMAF) от Ассоциации европейского бизнеса в России. на заводе «Москвич»Сегодня рассмотрим презентацию руководителя Центра анализа и прогнозирования отрасли НАМИ Александра Горчакова, выступавшего в секции автокомпонентов. Фоном стали обширные обсуждения трудностей с производством комплектующих и материалов, по которым проблем, казалось бы, быть не должно. К примеру, выяснилось, что за три года в рамках импортозамещения у нас так и не появилась сталь для ролика натяжителя ремня моделей Lada. И это при том, что в стране действуют несколько крупных металлургических комбинатов. В целом российскому автопрому не хватает самых простых деталей, что естественным образом ограничивает локализацию, за усиление которой так ратует Минпромторг.
В приказе Минпромторга от 4 мая 2023 года № 1648 и скорректированном приказом от 17 августа № 3006 перечислен ряд так называемых критических комплектующих, часть из которых ранее выпускалась в СССР, но сейчас производство прекращено. В упомянутых документах нет информации о гвоздях, несмотря на то что в своё время об их нехватке заявляла спикер верхней палаты В. Матвиенко, так как при производстве легковых машин их не используют, зато есть информация о метизах: под № 26 в перечне указаны… Болты, гайки с несъемными шайбами, хомуты (включая пружинные и червячные). Под № 19 как раз идут «специальные стали (рессорные, пружинные и пр.)». Если нет сталей, значит, нет и «пружин подвески холодной навивки», «пружин клапанов ГРМ», «упругих элементов двухмассового маховика»Критическим агрегатом признана не только автоматическая коробка со всеми деталями, но и составные части механических коробок. Выпускается же «Буханка» много лет с китайской коробкой от Baic.
Однако — к выступлению руководителя Центра анализа и прогнозирования отрасли НАМИ Александра Горчакова. Сразу же он удивил присутствующих заявлением о… «автомобильная отрасль бурно развивается» и показывает «небывалые темпы». «Настал звездный час автопрома!»Эти слова сопровождали слайд с динамикой продаж за первое полугодие. О том, почему в нынешней обстановке нельзя сравнивать цифры текущего года с результатами прошлого, пишут регулярно, однако рыночная аналитика в НАМИ, как видно, не востребована. В то же время Александр признал, что российские производители… «не успевают» за рынком, поскольку «компонентное направление является проблемным».
В 2022 году, когда стала ясна ситуация с импортозамещением, Минпромторг запустил программу обеспечения автопрома критическими компонентами и комплектующими до 2035 года. За ее результаты отвечает НАМИ — подведомственная Минпромторгу организация. В краткосрочной перспективе необходимо запустить остановившиеся предприятия, в среднесрочной (до III квартала 2024 года) — прекратить выпуск автомобилей без АБС, ГЛОНАССа и пр., а в долгосрочной — обеспечить отрасль всеми видами компонентов. В программу вошли 20 автопроизводителей и около 200 поставщиков комплектующих.
Руководитель Центра анализа и прогнозирования отрасли сообщил, что, несмотря на… Чтобы добиться бизнес-результатов, нельзя забывать о государственных целях — масштабе производства и технологической безопасности отрасли. В рамках программы разрабатывается отраслевая унификация — техническая и компонентная. Эти слова напомнили мне выступление директора «Москвича» Ханса-Петера Мозера на IMAF, который поразил участников предложением о компонентной унификации, приведя в пример техническую общность моделей Chery, Omoda, Jetour, Exeed и Kaiyi. Тогда я удивился, поскольку все эти модели изначально разрабатывали одни и те же инженеры — естественно, с учетом унификации. Мозер предлагал обратное: унифицировать разные модели разных производителей. Неудивительно, что представители других заводов раскритиковали предложение, однако мы видим, что идея живет. И не просто живет — государство готово выделять под нее средства.
Горчаков сообщил, что по программе покрытия дефицита критических комплектующих одобрено 60 проектов, 49 из которых уже работают. Государственные инвестиции в данную программу составляют почти 179 млрд рублей, 84 млрд из них — кредиты Фонда развития промышленности. Программа позволила найти решения для 328 компонентов, а производство ещё 414 компонентов ведется.
Не исключено, что вновь средства будут потрачены, навыки приобретены, а реальное производство так и не заработает или окажется нерентабельным. Почему мысль о коммерческой целесообразности возникает сама собой? Оттого, что мировой опыт концернов, размещающих выпуск мелких компонентов на одном заводе, показывает, что прибыль от масштаба производства перекрывает затраты на логистику по всему миру. А кто обеспечит масштабы российским новичкам-поставщикам и компенсирует заказчикам – крупным заводам – убытки от более дорогих, чем за границей, компонентов? Наконец, спросили ли российских производителей о готовности к унификации? Или, может быть, менеджмент Great Wall мечтает использовать на моделях Haval тормозные колодки и АБС, как у Лады Весты?..
По всей видимости, в Министерстве промторга такую картину видят, поскольку НАМИ высказало… «стратегически важные» Развитие отрасли компонентов происходит по поручению министерства. В качестве первого этапа предусматривается… Современный бензиновый двигатель с турбонаддувом для машин АВТОВАЗа, Москвича, Хавейла и ГАЗа. Раздельно указано, что может быть унифицировано: шатунно-поршневая группа, турбокомпрессор, приводные цепи, топливная аппаратура, демпфер крутильных колебаний и многое другое, даже лакокрасочные материалы. В случае совпадения мотора у Haval и Жигулей целесообразно унифицировать окраску и кузовную штамповку.
Руководитель Центра анализа и прогнозирования отрасли НАМИ во время выступления задал слушателям вопрос. Каковы препятствия для роста российской отрасли по производству автомобильных комплектующих? И тут же ответил: «В низком уровне взаимодействия автопроизводителей»Александр дополнил: российским поставщикам для конкуренции с компаниями из недружественных государств необходима поддержка заказчиков — автопроизводителей. «научиться взаимодействовать» не только с целью унификации «базовых компонентов, но и двигателей, коробок» и других узлов и агрегатов. Автопроизводителям ещё предстоит налаживать этот диалог. С нетерпением жду, какие способы применения Минпромторг выберет на этот раз – снова повысить сборы с утилизированных изделий?
Александр Горчаков выразил сожаление по поводу безответственного поведения производителей автомобилей. Искатель быстрого решения могут найти его в неприветливых государствах, а также в Китае, Индии и Турции. Для технологической безопасности государства целесообразно применять российское ПО.
Министерство промышленности и торговли намеренно устанавливает стандарты для конструкции автомобилей, принуждая производителей к унификации. Александр Горчаков во время заключительной части своего выступления ясно обозначил: программа по обеспечению российских автопроизводителей необходимыми деталями достигнет завершения. «централизацией управления отраслью»Следовательно, Департаменту автомобильного и железнодорожного машиностроения Минпромторга или другому отделу этого министерства передадут полномочия, которые раньше осуществляло Министерство автомобильной промышленности в СССР.
