
Круиз-контроль – один из самых популярных и полезных помощников для водителей. С ним можно без устали проехать сотни километров.

О системе круиз-контроля и правилах её использования.
Что такое круиз-контроль
Круиз-контроль — система, обеспечивающая самостоятельное поддержание автомобилем заданной водителем скорости движения. Адаптивный круиз-контроль способен не только поддерживать скорость, но и регулировать дистанцию до впереди идущего автомобиля, сам замедлять машину при необходимости, а затем снова разгонять её до заданной скорости. Автоматическое поддержание скорости снимает с водителя обязанность управления педалью акселератора, делая длительные поездки более комфортными.
История создания круиз-контроля наглядно демонстрирует его преимущества. Идея автоматизации подачи газа пришла в голову ослепшему в 5 лет инженеру-механику Ральфу Титору. Адвокат изобретателя, временно замещавший водителя, часто не мог поддерживать постоянную скорость движения из-за непроизвольных замедлений и ускорений.
Изобретение Ральфа, получившее названия Speedostat, Conrolmatic, Pressomatic и Touchomatic, быстро стало востребованным в автопроме. Первым автомобилем с круиз-контролем стал Chrysler Imperial 1958 года выпуска, а систему именовали Auto-pilot. К 60-м годам XX века система стала массовой.

Chrysler Imperial 1958
Как работает круиз-контроль
В сущности, «круиз-контроль» представляет собой обычный сервопривод с обратной связью. При активации системы устройство сохраняет положение педали газа и текущую скорость.
При снижении скорости (например, при подъёме) электроника активирует сервопривод и повышает подачу топлива. При увеличении скорости (например, на спуске) электроника снижает подачу топлива до полной блокировки топливовоздушной смеси — происходит торможение двигателем.
Для поддержания постоянной скорости движения устройство Ральфа Титора отслеживало скорость вращения карданного вала и спидометра. Электродвигатель, ориентируясь на данные, регулировал дроссельную заслонку, обеспечивая постоянную скорость. В современных авто для открытия и закрытия дроссельной заслонки часто применяется вакуумная система с электронным управлением.
Круиз-контроль можно добавить к любому автомобилю с технической точки зрения, но чаще всего это делается во время производства на заводе.
Круиз-контроль помимо поддержания заданной скорости эффективно экономит топливо. Электроника более точно и плавно регулирует подачу топлива, уменьшая расход на 4–7%, в отличие от водителя.
Круиз-контроль подходит для автомобилей с ручной коробкой передач и для моделей с автоматической.

На «автомате»
Автомобили с любой автоматической коробкой передач меняют передачи без действий водителя, что облегчает работу системы круиз-контроля. Система способна функционировать без помощи водителю даже в сложной обстановке на дороге.
При подъеме в гору автомобиль сам снизит скорость, переключившись на одну или несколько передач назад. В случае спуска закрытие дроссельной заслонки не будет достаточно для эффективного торможения до нужной скорости, поэтому система также будет включать пониженные передачи.
На «механике»
Механическая коробка передач препятствует полной работе системы круиз-контроля: водителю нужно самим переключать передачи, поэтому машина не всегда может самостоятельно ускоряться и замедляться.
Например, круиз-контроль может быть неспособен вытащить машину в крутой подъем на высокой передаче — для этого водителю потребуется переключение вниз. При движении с горы эффект иной: система полностью закрывает дроссельную заслонку при превышении заданной скорости, но машина замедляется недостаточно эффективно. Чтобы дополнительно снизить скорость, водитель должен нажать на тормоз или перейти на пониженную передачу. В случае манипуляций с педалями и коробкой передач система круиз-контроля деактивируется.
Как пользоваться круиз-контролем
Современный автомобильный круиз-контроль — электронная система с управлением кнопками на руле или подрулевыми переключателями.
Система функционирует и управляется похоже вне зависимости от марки и модели транспортного средства, хотя возможны различия. Для активации системы обычно нужно выполнить последовательность действий:
- Найдите кнопку активации «круиза» на руле, подрулевом переключателе или консоли и включите систему (кнопки ON/OFF). По умолчанию система обычно отключена. Информация о работе круиз-контроля отображается на приборной панели.
- Доведите автомобиль до желаемой скорости. Обратите внимание, что система круиза обычно не работает на скоростях ниже 40 км/ч.
- Чтобы начать работу системы, нажмите кнопку или рычажок со словом «SET» или «SET/-«.
- Освободив ногу с педали газа, автомобиль будет самостоятельно удерживать текущую скорость.

Особенности управления системой круиз-контроля описаны в инструкции по эксплуатации. Производители часто предусматривают множество функций. Например, скорость можно изменять с руля: кратковременное нажатие на «+» увеличивает ее на 1 км/ч, длительное — на 5 км/ч. Кнопкой «–» можно замедлять автомобиль. Нажатием на кнопку Resume возвращается к предыдущему значению.
Для использования режима «круиз» в машине нужно не только его активировать, но и знать, как отключить.
Отключение круиз-контроля обычно происходит при:
- При нажатии на педали тормоза или сцепления (если автомобиль с механической коробкой передач).
- Нажатии на кнопку «пауза».
- Срабатывании систем ESP или ASR.
- Переводе селектора «автомата» в положение N.
Во время действия круиз-контроля водитель в любой момент может увеличить скорость, нажав на педаль акселератора, например, для обгона. В этом случае значение скорости «круиза» на дисплее начнет мигать. После отпускания педали газа система вернётся к поддерживанию ранее заданной скорости.
Виды круиз-контроля
Круиз-контроль бывает двух видов: пассивный (PCC) и адаптивный, также известный как активный (ACC). В своих функциях
Пассивный
О принципах работы пассивного круиз-контроля мы писали выше. Эта система используется более полувека на разных видах транспорта, но по современным меркам обладает ограниченными возможностями. В основе такой системы – поддержание заданной скорости вне зависимости от условий дороги. Система не отключится сама при появлении препятствия. А вот адаптивный круиз-контроль — совсем другое дело.
Адаптивный
Активный или адаптивный «круиз» представляет собой более интеллектуальную и совершенную систему. Такой вид круиз-контроля не только поддерживает заданную скорость, но и следит за скоростью впереди едущего автомобиля, сохраняя безопасное расстояние от него. По существу, он следует за автомобилем-лидером, оценивая расстояние до него и анализируя скорость сближения и отдаления.

В отличие от обычного круиза, адаптивный может использовать тормозную систему для снижения скорости или оповестить водителя о необходимости этого сделать. Торможение срабатывает только на 40%, остальное усилие зависит от водителя.
Цифровой радар и процессор позволяют автомобилю регулировать скорость и дистанцию до впереди едущего транспортного средства. При появлении перед машиной более медленного автомобиля скорость корректируется автоматически. По возвращению на свободную дорогу автомобиль восстанавливает ранее заданную скорость.
Современные адаптивные системы «круиз-контроля» следят за безопасным расстоянием до впереди идущего авто и обеспечивают движение по полосам.
Как проверить круиз-контроль
Как и любая другая система, круиз-контроль может выйти из строя. В таком случае на приборной панели загорается соответствующий значок оранжевого цвета.
Для начала поиска неисправности системы управления скоростью любого современного автомобиля необходимо подключить диагностический сканер. После прочтения и расшифровки кодов ошибок можно определить конкретный датчик и электрическую цепь, требующие проверки.
Специалисты советуют осуществить следующее.
- Убедиться в исправности предохранителей, управляющих работой системы круиз-контроля.
- Проверить, исправна ли вакуумная система.
- Проверьте исправность проводов, соединяющих кнопки или рычаг управления круиз-контролем.
- Проверить и очистить контакты на органах управления.
- Проверить работоспособность концевого выключателя на педали тормоза.
Чаще всего неисправность круиз-контроля связана с механическими повреждениями проводов или вакуумной системы.
На определённых моделях функционирование системы поддерживания скорости проверяется через функцию самодиагностики. Взять, к примеру, Honda CR-V, где это выполняется таким образом:
- Для активации системы контроля скорости достаточно нажать кнопку ON после запуска двигателя.
- Если на приборной панели не загорелся индикатор системы, нужно заменить лампочку.
- Затем нажмите кнопку Resume Accel и удерживайте ее в течение 3 секунд.
- Если лампа не повреждена, то она будет гореть три секунды, а потом потухнет на две секунды.
- При возникновении неисправностей индикатор будет подавать сигналы светом.
- Для выхода из режима самодиагностики достаточно развить скорость 16 км/ч или отключить круиз-контроль кнопкой OFF.

Справочники и руководство пользователя помогут расшифровать коды неисправностей. Не существуют универсальные способы проверки системы Cruise Control. При возникновении неполадок лучше обратиться к дилеру или квалифицированным мастерам.
Когда запрещено пользоваться круиз-контролем
Круиз-контроль не освобождает водителя от обязанности следить за обстановкой на дороге. В пробках или при неравномерном движении использовать его затруднительно.
Руководства по эксплуатации машин четко указывают на запрет включения круиз-контроля.
- При слишком плотном дорожном потоке.
- На аварийных участках дорог.
- На дорогах с плохим сцеплением.
- При любых сложных дорожных условиях.
- В условиях ограниченной видимости: ночью, при дожде, снеге или тумане.
- На извилистых дорогах.
- На съездах и подъездных путях.
Краткие тезисы
- Круиз-контроль — система, которая сохраняет заданный темп движения, а её адаптивный вариант (ACC) ещё и контролирует расстояние до транспортного средства, следующего впереди.
- ИсторияРальф Титор разработал это устройство, а его первый раз испытали на Chrysler Imperial в 1958 году.
- Принцип работыЭлектроника управляет подачей топлива с помощью сервопривода, сохраняя постоянную скорость.
- Экономия топливаСистема сокращает затраты на 4–7 процентов благодаря плавному регулированию дроссельной заслонки.
- Использование на «автомате» и «механике»На автоматической трансмиссии система функционирует более эффективно, чем на механической, где требуется участие водителя.
- УправлениеАктивируется клавишами на рулевом колесе, работает при скорости не ниже 40 км/ч, обеспечивает настройку скорости и интервала расстояния.
- ВидыПассивный (PCC) обеспечивает поддержание скорости, а адаптивный (ACC) управляет дистанцией и скоростью с помощью радара.
- Проверка системыДиагностика с помощью сканера, осмотр предохранителей, проводов и вакуумной системы.
- ОграниченияНе рекомендуется использовать в пробке, на скользкой дороге, во время непогоды и на ухабистой местности.
- БезопасностьАдаптивный круиз-контроль улучшает безопасность, но не освобождает водителя от необходимости внимательности.
Авторы
Теги