Стоит ли использовать летние шины зимой и повлечет ли это санкции?

VozBox  » Новости »  Стоит ли использовать летние шины зимой и повлечет ли это санкции?


Возможны ли штрафы от сотрудников ГИБДД за эксплуатацию автомобилей на летней резине в зимний период? Какова предусмотренная за это санкция, в чем заключаются различия между зимними и летними шинами и какие действия следует предпринять, если водитель обнаружил себя на изношенных шинах в условиях низких температур

С наступлением зимы автомобилистов ожидает значительное изменение: за поездки на летних шинах в прошлом году предусмотрен штраф. Мы расскажем о внесенных изменениях и о том, когда необходимо заменить покрышки.

Условия применения санкций за использование летних шин в зимний период: что предусмотрено

У инспекторов ГАИ появилась возможность штрафовать водителей за поездки на летних покрышках зимой. Это нововведение предусматривает измененный перечень неисправностей автомобилей, при которых запрещена их эксплуатация: сам документ вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Он считается частью постановления правительства, которым утверждены действующие ПДД. Согласно КоАП, за указанные нарушения автомобилистов следует штрафовать за такие нарушения по ст. 12.5 КоАП на 500 руб. Штраф предусматривает возможность его оплаты со скидкой 25%.

Для того чтобы у инспекторов появилась возможность выписывать штрафы, возникла необходимость предоставлять отдельный документ с актуализированным списком дефектов транспортного средства. В Техническом регламенте Таможенного союза ранее уже был установлен запрет на использование автомобилей с зимним периодом (декабрь, январь, февраль) без зимней резины (всех видов, соответствующих стандартам безопасности). Однако в Кодексе об административных правонарушениях и других нормативных актах не предусматривалась ответственность за использование летней резины зимой или зимней – летом.

В результате доработали пункт, касающийся зимних шин. В частности, предусмотрен штраф в размере 500 рублей за использование шипованных шин противоскольжения в летние месяцы (июнь, июль, август) и летних шин – в зимний период (декабрь, январь, февраль).

«По мнению юриста, данные проверки будут проводиться как при обычной остановке транспортных средств, так и во время специализированных рейдов. Сезон и погодные условия, для которых предназначены шины, можно установить визуально, поскольку на них нанесена соответствующая маркировка, указывающая на сезон эксплуатации.

Водитель, получивший подобный штраф, имеет право продолжить движение. Однако, он может получить от инспектора ГАИ распоряжение об устранении неисправности в установленный срок, который будет указан в этом распоряжении.

Еще год назад руководитель Госавтоинспекции Михаил Черников отмечал, что каждый водитель несет ответственность за подготовку своего транспортного средства к безопасному использованию.

«Черников пояснил, что сотрудники Госавтоинспекции не будут налагать штрафы или применять другие санкции за отсутствие зимней резины. Каждый автовладелец самостоятельно несёт ответственность за подготовку своего транспортного средства к безопасной эксплуатации в зимние месяцы.

По словам представителя, автомобиль с несоответствующими сезону шинами не будет задерживаться и эвакуироваться, когда его остановит инспектор. Водитель должен будет самостоятельно определить порядок дальнейшего движения».

Разрешено ли использование летних шин в зимний период

«Тимур Шарипов, исполнительный директор Торгового дома «Кама» (KAMA TYRES), отметил, что снижение температуры воздуха напрямую влияет на сцепление шин с дорогой, что может приводить к ощущению скольжения.

В случае, если водитель неожиданно обнаружил себя на летних шинах во время сильных морозов, ему важно учитывать, что управляемость автомобиля на обледенелой дороге существенно отличается от поведения на сухом покрытии в теплую погоду.


«По словам эксперта, ухудшение сцепления колес с дорогой приводит к тому, что автомобиль начинает скользить, как сани. Он также предостерег тех, кто использует летние шины в зимний период и дал им несколько рекомендаций:

  • держать дистанцию. Желательно 30 метров до впереди идущего автомобиля. Это позволит совершить необходимые маневры при возникновении риска столкновения;
  • двигайтесь не быстрее 40-50 км/ч;
  • избегайте резких маневров.

Чем отличается зимняя резина от летней

В компании «Кордиант» объяснили, что летние и зимние шины различаются составом резиновой смеси, адаптированным к конкретным температурным условиям: летние шины разработаны для оптимальной работы при высоких температурах, а зимние – при низких. При эксплуатации летних шин при температуре ниже +5-7 градусов по Цельсию они теряют эластичность, что негативно сказывается на управляемости, сцеплении с дорогой, торможении и защите от аквапланирования.

Компания Ikon Tyres подчеркивает, что летние шины следует использовать только при положительных температурах, когда среднесуточная температура составляет не менее +5°C. С наступлением осени ночные температуры часто опускаются до нуля градусов и ниже, что приводит к образованию гололеда и выпадению снега на дорогах. В подобных условиях летние шины не способны гарантировать необходимое сцепление с дорогой.

«По словам представителей компании, при низких или отрицательных температурах резиновая смесь летних шин теряет эластичность, а прорези и края шашек на протекторе перестают обеспечивать нужное сцепление с дорожным покрытием.

В KAMA TIRES отметили, что летние шины отличаются от зимних не только рисунком протектора, но и составом резиновой смеси. Согласно информации, представленной там, летняя резина не предназначена для эксплуатации при низких температурах. В частности, на холоде она теряет эластичность, что негативно сказывается на сцепных характеристиках шины и снижает комфорт во время вождения. Водители могут почувствовать это, заметив, что шины становятся жестче, увеличивается тормозной путь, а управляемость автомобиля ухудшается.

На каждом виде шин обычно указываются погодные условия, в которых допустимо их использовать:

  • M+S — шины для грязи и снега;
  • M+SE — для грязи и снега с шипами;
  • значок снежинки в треугольнике — для суровых зимних условий;
  • M+T — грязь и бездорожье;
  • AGT — всесезонные шины;
  • Вода, дождь, аква, изображение зонтика — шина разработана для эксплуатации на влажном покрытии.

На шинах зимнего типа должно быть одно из следующих обозначений: первое, второе или третье.

Когда следует переходить на зимние шины

Опрошенные производители шин считают, что оптимальное время для смены шин наступает, когда среднесуточная температура достигает +5–7°С. В столичной Госавтоинспекции также советуют менять летнюю резину на зимнюю, когда температура доходит до +5–7°С, летняя резина жестче зимней. Каждый сезон там напоминают: когда температура опускается, шины твердеют и перестают обеспечивать хорошее сцепление с дорогой. Это может привести к заносу и аварии.

В осенне-зимний период особенно важно своевременно менять шины. Ночные заморозки и гололедица – обычное явление в это время года. Некоторые специалисты считают, что температура в +7 °C – достаточный повод для записи в шиномонтаж. По их мнению, не следует откладывать визит до первых заморозков, когда лужи покрываются льдом, а летние шины теряют свои характеристики.

«Когда среднесуточная температура воздуха опускается ниже +5–7°С, а ночью ожидается 0°C или даже небольшой отрицательный показатель, пора обращаться на шиномонтаж. Своевременная замена шин на зимние позволит избежать ожидания в очереди, — подчеркнул Александр Наконечный, представитель компании «Кордиант.

Можно ли ездить весь год на всесезонках

Компания Ikon Tyres рекомендует использовать зимние шины (будь то шипованные или нешипованные) в зимний период, а летом – летние. Специалисты компании отметили, что большая часть территорий России расположена в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, характеризующимися значительными перепадами температур в течение суток и обильными осадками как летом, так и зимой.

«По словам представителей шинной индустрии, использование «всесезонных» шин нежелательно, поскольку резиновые составы, применяемые в них, рассчитаны на ограниченный диапазон температур. Кроме того, «всесезонные» шины характеризуются повышенной степенью износа, и существует высокая вероятность, что владельцу автомобиля потребуется ежегодная замена.

Специалисты компании также посоветовали учитывать климатические условия при выборе фрикционных или нешипованных зимних шин. Например, зимние шины, предназначенные для Центральной Европы, в российских условиях эффективны лишь на территории Южного Федерального округа. Это объясняется тем, что при температурах ниже -10°С они становятся слишком жесткими, что существенно ухудшает их сцепление с дорогой. Такие шины в основном разработаны для эффективного отвода воды в условиях зимних дождей и околонулевых температур. Для остальных регионов России, по мнению представителей компании, оптимальным выбором являются так называемые зимние шины скандинавского типа, которые, как правило, имеют направленный рисунок протектора.