

Турбированный двигатель, фото: vozbox.ru
Страх перед поломкой турбины в современных автомобилях с наддувом уже не вызывает такого трепета, как раньше. Тем не менее, по сей день можно встретить автомобилистов, которые советуют оставлять турбодвигатель на холостых оборотах после парковки на некоторое время, чтобы дать системе наддува время остыть. Мастер сервисного автоцентра объяснил, почему для современных турбированных ДВС это правило уже не актуально.
Ранее при покупке автомобиля с турбированным мотором обязательно устанавливали турботаймер. Это объяснялось тем, что во время нагрузки турбина, вращающаяся в масляной пленке или на подшипниках, под воздействием выхлопных газов и трения могла разогреваться до 900 градусов Цельсия. На холостых оборотах температура агрегата опускалась до 100 градусов.
Охлаждение турбонаддува происходит главным образом за счёт масла системы смазки мотора, антифриз из системы охлаждения используется реже. При выключении двигателя подача масла к турбокомпрессору прекращается, что может вызвать проблемы. Если турбина перегрета, масло в системе может сгореть. Образовавшиеся при этом твердые частицы при следующем запуске наносят ущерб турбокомпрессору.
Чтобы предотвратить коксование масла, придумали турботаймер. После выключения зажигания он позволяет двигателю работать на холостых оборотах ещё несколько минут, чтобы масло успело охладить турбину до приемлемой температуры. Многие водители игнорировали эту особенность и глушили турбодвигатель сразу после остановки, что приводило к поломкам турбины и претензиям к дилеру.
Сейчас ситуация существенно изменилась. Современные турбонагнетатели снабжены мощными системами подачи масла, в том числе и с автономным электрическим приводом, которые прокачивают значительно большее количество смазки. Это повысило эффективность охлаждения узла. В результате необходимость ждать перед тем, как заглушить современный турбированный двигатель, исчезла.