
Стильный советский седан, соперник «Волги» образца 21-го года, первый отечественный кроссовер для сельскохозяйственных предприятий и другие модели марки «Москвич».
1. «Москвич-400»
- Годы выпуска: 1946 — 1954
В начале декабря 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей началось серийное производство модели «Москвич-400», которая стала первой массовой легковой машиной, продававшейся в СССР для индивидуального использования. Конструктивно четырехдверка повторяла немецкий Opel Kadett K38, выпускавшийся с 1937 по 1940 годы. Машина получила несущий кузов, гидравлические тормоза, независимую подвеску и даже стеклоочистители. По непонятным причинам у автомобиля отсутствовали указатели поворота. Движение обеспечивал двигатель мощностью 23 лошадиные силы.
К восьмисотлетию Москвы в 1947 году у «Москвича-400» появился юбилейный вариант. В 1954 году машина подверглась серьезному рестайлингу, получив более мощный двигатель, улучшенную коробку передач и комфортный салон. Модель получила индекс 401.
2. «Москвич-423»
- Годы выпуска: 1957-1963
Москвич-423, первый советский пятидверный универсал, появился в 1957 году на базе модели 402. Новая машина получила телескопические амортизаторы, независимую переднюю подвеску и усиленные рессоры. Со сложенным задним сиденьем получалась грузовая площадка длиной 1473 мм и шириной 1220 мм, вмещавшая до 250 кг груза.
Дверь багажника открывалась налево, в отличие от современных универсалов. Под капотом установили стандартный двигатель модели 407 объемом 1,3 литра и мощностью 45 лошадиных сил. Коробка передач — четырехступенчатая с переключателем на рулевой колонке. Простор салона делал «Москвич-423» хорошим вариантом для автопутешествий или семейных поездок на природу. Впрочем, большая часть выпускаемых универсалов распределялась между государственными структурами.
3. «Москвич-410»
- Годы выпуска: 1957-1960
Первый внедорожный автомобиль марки «Москвич» под индексом 410 выпустили в первой половине 1957 года. Полноприводная машина с клиренсом 220 мм предназначалась прежде всего для директоров колхозов, механиков бригад, трудящихся в полях, а также для других нужд сельского хозяйства. Новинку построили на базе седана «Москвич‑402» 1956 года и установили двигатель мощностью 45 лошадиных сил объемом 1,4 литра и раздаточную коробку с понижающей передачей. Рулевую колонку позаимствовали у модели М-20 «Победа».
Позже вышел вариант универсал под индексом 411. Производство автомобиля завершилось в 1960 году, а выпущенные мощности направили на выпуск других моделей «Москвичей», успешно поставлявшихся за границу.
4. «Москвич 407»
- Годы выпуска: 1958 — 1963
«Москвич-407» по внешнему виду не уступал культовой «Волге». Хром, красный флажок на капоте, «клыки» на бампере, просторный салон и багажник, печка и радио быстро сделали автомобиль мечтой многих граждан.
Четырехдверный седан стоил 2500 рублей. Не каждый мог себе его позволить. Автомобиль экспортировался в другие страны и получил золотую медаль на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе.
Под капотом стоял 1,4-литровый двигатель с однокамерным карбюратором мощностью 45 л.с. С таким агрегатом «Москвич-407» мог разогнаться до 115 км/ч. Машина комплектовалась четырехступенчатой механической коробкой передач. Автомобиль выпускался на заводе МЗМА с 1958 по 1963 год.
5. «Москвич-408»
- Годы выпуска: 1964 — 1975
«Москвич-408» заслуженно считается одним из самых стильных советских седанов, внешне превосходивших многих зарубежных собратьев. Автомобиль с ниспадающими линиями кузова, «плавниками» на корме, вытянутыми фонарями и 13-дюймовыми колесными дисками (первый раз в отечественном автопроме) пользовался большой популярностью как в СССР, так и во многих западных странах. Благодаря яркой внешности машину активно снимали в кино, например, можно увидеть «Москвич-408» в известном фильме «Бриллиантовая рука». Единственной проблемой советского седана стала техническая часть. Машину оснастили 50-сильным двигателем объемом 1,4 л и 4-ступенчатой коробкой передач. К 60-м годам этот маломощный мотор считался устаревшим. Тем не менее выпускали и продавали эту модель в СССР вплоть до 1976 года.
6. «Москвич-412»
- Годы выпуска: 1967-1976
Седан «Москвич-412» стал результатом эволюционного развития модели 408. Производство обеих машин АЗЛК осуществлялось до 1976 года одновременно. В первые годы часть выпущенных автомобилей экспортировалась в другие страны. Популярность модели за рубежом объяснялась успехами «Москвича-412» в ралли и других подобных соревнованиях. Так, в 1968 году седан «Москвич-412» команды «Автоэкспорт» принял участие в марафоне из Лондона в Сидней и занял там четвертое место. Еще большего успеха «Москвич» добился во время марафона из Лондона в Мехико, когда советские автомобили заняли 2-е и 3-е места в своем классе. Двигатель седана — 1,5-литровый бензиновый с мощностью 74 л.с., работающий в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость «Москвича-412» составляет 140 километров в час.
7. «Москвич-2140»
- Годы выпуска: 1975 — 1988
Последним заднеприводным автомобилем, построенным на АЗЛК, стал «Москвич-2140». В середине 1970‑х дизайн экстерьера и салона седана считался современным и не уступал «Жигулям» или иностранным аналогам. Впервые в истории АЗЛК модель получила штатные подголовники. Машина была оснащена надежным 1,5-литровым двигателем мощностью 75 л.с. и передними дисковыми тормозами Girling. Также «Москвич 2140» выпускался с дефорсированным мотором мощностью 68 л.с. Коробка передач была четырехступенчатой. Помимо седана, модель выпускалась в кузове универсал («Москвич‑2137») и фургон («Москвич‑2734»). Существовала также модификация с ручным управлением для инвалидов (Москвич‑21403). «Москвич-2140» экспортировался за рубеж, но популярности в отличие от «Москвича-412» там не снискал.
8. «Москвич-2141»
- Годы выпуска: 1986-1998
Производство «Москвич-2141» (АЗЛК-2141) началось на АЗЛК в 1986 году. Внешне переднеприводная модель напоминала автомобиль Talbot Simca, но по техническим характеристикам отличалась от него. Первоначально планировалась разработка собственных двигателей для «Москвича-2141», но из-за распада СССР этого сделать не удалось. В итоге машина получила моторы ВАЗ и УЗАМ объемом 1,5, 1,7 и 1,8 литра. Последняя модификация модели появилась в 1997 году под названием «Святогор». Она имела незначительные внешние изменения и новый 2,0-литровый мотор Renault. Однако из-за дефолта 1998 года решили устанавливать устаревшие агрегаты ВАЗ-2106 и 2130, а также уфимские моторы серии 3317\3318.