

Только сегодня публикуем подробный отчет о показателях за третий квартал. В сегменте розничной продажи новых легковых машин. Теперь подробно рассмотрим записи, ведь там кроется вся суть. Начнем с Москвича.
На выставке МИМС-2023 в конце августа директор завода Ханс-Петер Мозер сообщил о снижении планов выпуска автомобилей. Вместо 50 тысяч в этом году и 100 тысяч в следующем, с конвейера должны сойти всего 27 тысяч Москвичей, из которых 4,1 тысячи — электрические версии. План на 2024 год — 44 тысячи машин, из которых 4 тысячи — электрические. Однако что нам говорят данные о постановке на учет, полученные редакцией Дрома?
В первые 9 месяцев зарегистрировались всего 7559 жителей Москвы, и к концу года дотянуть до 27 тысяч невозможно. В третьем квартале в отличие от крупных игроков рынка, жителям столицы приходилось терять покупателей: в июле — 1718 машин, в августе — 1334, а в сентябре всего 1111! Для сравнения, во втором квартале: апрель — 473 машины, май — 1222, июнь — 1232. Что произошло? Дилерская сеть постоянно расширяется — скоро на Сахалине откроется салон, если найдется подходящий партнер.
Падение спроса связано с увеличением утилизационного сбора с 1 августа. Теперь в цену машины российской сборки включены триста тысяч рублей, которые переходят в государственный бюджет. С этого же дня «Москвич» официально повысил цены. Сейчас руководство завода пытается компенсировать падение, предлагая скидку в 170 000 рублей при сдаче старой машины в трейд-ин. Продать машину может близкий родственник владельца, например, внук может передать машину бабушке.
В третьем квартале текущего года было зарегистрировано 4163 автомобиля Москвич. Из них 154 покупателя выбрали электрические модели. Если вся произведенная «зелень» была выпущена в этом году, то на складах все еще остались автомобили с ДВС постовой сборки прошлого года. По данным за конец 2022 года, завод собрал только 400 машинокомплектов с ДВС, но уже в третьем квартале 2023 года число таких автомобилей, зарегистрированных в пользование, составило 149. Неужели было произведено больше, и продажа продолжается?
Из 154 электромобилей 28 получили частные владельцы, остальные распределили по гаражам бюджетных организаций, польза от которых вызывает сомнения. В случае с бензиновыми Москвичами большинство покупателей — физические лица (68%), остальные — юридические лица, которые отказались от электрических версий, среди них Росгвардия.
Справедливо возникает вопрос: что делать? Поскольку локализацию мгновенно повысить и некомпенсируемую часть утилизационного сбора сократить хотя бы наполовину невозможно, необходимо пробивать — прямо через самые кремлевские верхи — включение территории «Москвича» в особую экономическую зону — только это поможет сократить убытки. Ну и да — до начала сварки кузовов придется уменьшить выпуск машин насколько это вообще возможно…
Еще один момент касается выступления Ханса-Петера Мозера на МИМСе. Мозер заявил, что локализация большинства компонентов возможна лишь при существенных объемах — от 100 000 в год. Поскольку реальность ближайших трех лет для «Москвича» не предполагает таких объемов, Мозер предложил кооперацию «Москвича», АВТОВАЗа, ГАЗа, УАЗа и даже КАМАЗа, приведя в пример кооперации брендов концерна Geely и Chery. Пример этот нельзя считать корректным, потому что Мозер предлагает сотрудничество разнородным заводам, указывая на группы брендов, взращенных в рамках одной большой стратегии, изначально предполагавшей глубокую унификацию.
Александр Виноградов, отвечающий на АВТОВАЗе за связь с Минпромторгом, после выступления Мозера заявил в интервью, что подобная кооперация неприемлема.
Мы искренне желаем «Москвичу» вернуться в строй и поддерживаем московский завод. Но пока его будущее неясное, а существование зависит от дотаций. Впрочем, выпускать машины – это, наверное, лучше, чем каждый год перекладывать плитку и газон с помощью иностранной рабочей силы.
