
Редакция Дрома получила данные от нескольких источников о том, что в скором времени Московский автомобильный завод «Москвич» может сохраниться, а марка «Москвич» прекратить свое существование.
Начнем с главного. Места моделей JAC на «Москвиче» могут занять модели брендов концерна SAIC. Переговоры с китайцами вышли на финишную прямую, однако менеджмент SAIC пока не дает финальной отмашки. Возможно, одним из ограничивающих факторов остаются санкции, наложенные Министерством финансов США еще в сентябре 2023 года. В связи с этим единственный вариант сотрудничества — организация промежуточного юридического звена. Звено формально будет размещать заказ на «Москвиче», а «Москвич» осуществлять контрактную сборку. Напомним, что ровно по этой же схеме работает «Моторинвест». Этот завод тоже не избежал санкционных ограничений. Поэтому в рамках подготовки сборки по полному циклу была организована АО «Эвиа». Именно «Эвиа» стала заявителем на ОТТС и формальным заказчиком сборки автомобилей марки Evolute и Voyah. В первом квартале нашей статистике постановок на учет уже попали 1272 машины, изготовленные «под крышей» «Эвиа»: 360 Эволютов моделей i-Pro и i-Joy и 912 Voyah моделей Dream и Free.
Государственный концерн SAIC, производственные мощности которого вместе со штаб-квартирой находятся в Шанхае, появился на «Москвиче» благодаря проекту Atom. По информации источников, специалисты SAIC принимали активное участие в проектировании Атома, а конструкторское бюро АО «Кама», разрабатывающее Atom, когда-то располагалось в Шанхае (и может быть, располагается и сейчас).
Возникает вопрос: что будет с JAC? По всей видимости, сотрудничество с ним прекратится.
Знакомые с ситуацией на заводе собеседники утверждают, что сотрудничество «Москвича» и JAC привело к некоторым противоречиям. Например, при организации сборочного производства модели в полном объёме возникли сложности с доступом к конструкторской документации. Москвич 3Возможное завершение сотрудничества JAC и «Москвичом» может быть причиной того, что выход на рынок так затягивается. Москвича 8, а равно и Москвича 5.
По итогам первого квартала 2025 года отмечался обвал продаж по сравнению с четвертым. Во втором квартале прироста также не произошло: в среднем за месяц один дилер «Москвича», число которых превышает 90, реализовывал всего 13-14 машин. Согласно данным постановки на учет за первые шесть месяцев, электрические Москвичи 3е вообще не производились. Из 822 Москвичей 6С января по июнь 2025 года собрали лишь 308 автомобилей (все — во втором полугодии). Доля выпущенных в 2025 году «Москвичей 3» самая высокая, поскольку они идут полным циклом. Видеоролики коллег, допущенные на запуск линии сварки и окраски, показали устойчивое ощущение, что на главном сварочном кондукторе работа ведется так же, как в 1947 году. Новый партнер не означает смену марки — можно выпускать модели SAIC под маркой «Москвич». Некоторые топ-менеджеры, участвовавшие в запуске завода после ухода Renault, изначально были против возвращения советского названия. Александр Мигаль контролировал процесс со стороны КАМАЗа и говорил об этом в интервью на запуске Москвича 6. Возможна приспосабливание марки для разных нужд, но что случится с заводом, если SAIC откажется от сотрудничества? На этот вопрос пока нет ответа ни у редакции, ни, похоже, у руководства завода.
Остаётся один вопрос: какие модели SAIC будут выпускать на «Москвиче», если китайский менеджмент даст окончательное разрешение на старт проекта? Честно говоря, ответим: «Не знаем!»
Возможно, речь может идти о линейке MG, в частности, о седане MG 5 — прямом конкуренте Лады Весты и других моделях некогда успешного английского бренда. Но дело может оказаться проще. У SAIC давнее тесное партнерство с VW в Китае. А если с конвейера «Москвича» начнут сходить перелицованные и переименованные Volkswagen? Будет интересно!