
Хотя вариаторы уже не являются чем-то необычным и устанавливаются на многих современных автомобилях, вокруг них по-прежнему существует множество распространенных мифов. На портале vozbox.ru раскрыты наиболее частые заблуждения водителей относительно трансмиссии CVT.
Миф 1. Круиз-контроль поддерживает только одну передачу. Это утверждение неверно. Даже при заданной скорости вариатор продолжает подстраиваться: например, при движении в гору обороты двигателя увеличиваются для сохранения скорости. В то же время, традиционный автоматический привод в подобной ситуации регулирует угол открытия дроссельной заслонки, чтобы сохранить обороты на прежнем значении.
Миф 2. Вариатор не комплектуется гидротрансформатором. Однако, подавляющее большинство современных коробок передач с вариативным механизмом, доступных на российском рынке, оснащены гидротрансформатором. Он изначально воспринимает нагрузку от двигателя и обеспечивает плавное движение, что особенно ощутимо в условиях городского трафика.
Миф 3. Не все вариаторы используют ремень. Несмотря на широкое распространение ременных вариаторов, существуют и модели с цепным приводом. Они функционируют по принципу, схожему с цепью газораспределительного механизма. Например, автомобили Subaru и Audi оснащаются системами, использующими цепной привод.
Распространенное заблуждение: трансмиссионная жидкость рассчитана на весь срок эксплуатации. Однако, она со временем загрязняется частицами металла, образующимися при износе деталей, и теряет свои первоначальные характеристики. Для поддержания бесперебойной работы вариатора рекомендуется заменять масло, фильтр и очищать магниты каждые 50-60 тысяч километров.
Миф 5: вариаторные коробки передач лишены передач. Однако ситуация не столь проста. В некоторых вариаторах используется двухступенчатый редуктор – подобный принцип применялся, например, в коробках Jatco, устанавливаемых на автомобили Nissan и Renault. К тому же, многие производители намеренно программируют электронику для имитации работы традиционного «автомата» с 5-6 виртуальными передачами, что делает процесс вождения более знакомым.
Миф №6: разгон с вариатором всегда характеризуется низкой скоростью. Распространенное мнение среди водителей заключается в том, что вариаторная коробка передач демонстрирует вялое ускорение при старте. Однако реальность иного порядка: при внезапном нажатии на педаль газа двигатель немедленно переходит в режим максимальной мощности, а коробка плавно регулирует передаточные числа, обеспечивая максимально доступное ускорение.
Миф 7: автомобиль с вариатором не предназначен для езды по грязи или снегу. Современные вариаторы демонстрируют надежную работу даже в сложных условиях. Оперативное переключение между режимами «D» и «R» позволяет эффективно выводить автомобиль из застревания. Кроме того, на некоторых моделях, таких как Toyota RAV4, реализована механическая первая передача, что облегчает преодоление бездорожья или сугробов.
Миф 8. Вариаторы ненадёжны и не подлежат ремонту. Это одно из наиболее распространенных заблуждений. На практике многие вариаторы без проблем выдерживают пробег свыше 200 тысяч километров. Продолжительность их службы во многом зависит от манеры вождения: плавный разгон, избегание резких стартов и своевременная замена трансмиссионной жидкости позволяют обеспечить ресурс, сопоставимый с классическим автоматическим типом. Кроме того, необходимо следить за состоянием радиаторов и проявлять осторожность в холодную погоду – пока жидкость не достигнет рабочей температуры, повышенная нагрузка может привести к проскальзыванию и повреждению деталей.
При появлении вибраций, металлического скрежета или неравномерного ускорения коробка передач сигнализирует о начале износа. На начальном этапе ремонт не требует значительных затрат – обычно в пределах 80 тысяч рублей. Как правило, заменяют ремень, конусы, подшипники и проводят проверку насоса. Безусловно, обслуживание вариатора стоит дороже, чем у обычной автоматической коробки, но оно вполне осуществимо и не является фатальным.