
В Министерстве внутренних дел рассказали о ситуации с автомобилями, сертификаты безопасности которых были выданны с нарушением правил.

Ввоз и оформление машин по «серым» схемам — давняя проблема. Тысячи владельцев таких транспортных средств могут столкнуться с трудностями, которые угрожают возможности распоряжения имуществом. Причин тому много: от неправильной уплаты утилизационного сбора до подделки документов и оформления их с нарушениями российского законодательства. Результат печален.
материалеИспытательные лаборатории, проверяющие ввезенные частными лицами автомобили на безопасность, выдавали документы без реального осмотра машин. Это нарушение закона было выявлено в ходе эксперимента «Национального автомобильного союза». Получить свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) удалось на машины, которые не проходили проверки, находились за границей или представляли собой металлолом.
Нюансы документации
Чтобы поставить «серый» автомобиль, ввезенный частными лицами, на учет в России, необходимо оформить СБКТС. Этот документ подтверждает соответствие автомобиля требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и разрешает эксплуатацию на дорогах общего пользования.
На основе данных СБКТС формируется электронный паспорт автомобиля (ЭПТС), который обязателен для постановки машины на учет в ГИБДД и использования её по назначению.
Специалисты аккредитованных испытательных лабораторий проверяют соответствие автомобиля требованиям технического регламента во время непосредственного осмотра машины. Непредоставление машины специалистам – грубое нарушение закона.
В случае выявления нарушений, допущенных при оформлении СБКТС, документы могут быть исключены из реестра, то есть аннулированы.
Пояснение Росаккредитации

В случае выявления неправомерной выдачи СБКТС лаборатории могут лишиться лицензий. Владельцам автомобилей, документация которых оформлена с нарушением, грозят существенные проблемы.
Автомобиль будет исключен из регистрационного учета Госавтоинспекцией. В случае перепродажи следующий владелец не сможет поставить его на учет. Такие машины могут стать клумбами или попасть в «вечный учет» до устранения проблем с документами. Из-за большого количества автомобилей решить проблемы не получится, поскольку многие из них не подлежат регистрации в России.
Разъяснение МВД
В официальном ответе ведомства сказано, что представители руководствуются законом № 283-ФЗ от 3 августа 2018 года, вступившим в силу с 1 января 2020 года. Перечень оснований для прекращения государственного учета транспортного средства определен статьей 18 этого закона. В соответствии с положениями документа, прекращение государственного учета ТС в связи с аннулированием электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) и (или) документа об оценке соответствия колесных ТС не предусмотрено.
Отсутствие в системе электронных паспортов ЭПТС со статусом «действующий» по отношению к транспортному средству, шасси которого указано в электронном паспорте, не позволяет производить регистрационные действия.

В ведомстве разъяснили, что согласно пункту 6 Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденного решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года, статус «аннулированный» присваивается ЭПТС администратором только после получения уведомления органа государственной власти государства-члена о признании документа, подтверждающего соответствие ТС (шасси, машины) обязательным требованиям безопасности, недействующим. Для России это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
При снятии с учета СБКТС и ЭПТС от автомобиля избавляются. с учета В ГАИ такое имущество не зарегистрируют. Полностью управлять им владелец не сможет. Например, продать автомобиль и перерегистрировать его на нового собственника не удастся. В сущности, такие машины обречены на… «вечный учет».
Авторы
Теги