
Аналитик Целиков сообщил о китайских брендах, прекращающих работу на территории России.

Сергей Целиков
Согласно базовому сценарию продажи автомобилей в России за 12 месяцев составят 1,38 млн штук (-12%). Пессимистичный прогноз предполагает падение рынка на 20% (до 1,25 млн шт.). Эти данные все еще актуальны?
Прогноз продаж на июнь пока выглядит примерно таким же, как и на май, но ниже уровня апреля. Полные данные появятся в ближайшее время. По результатам полугодия прогноз будет скорректирован – скорее всего, вниз. Вероятно, базовым станет пессимистичный прогноз, составленный по итогам первого квартала 2025 года.
Что привело к пересмотру прогноза?
Было ожидание подъема рынка с весны, но этого не произошло. Сейчас понимают, что продажи, скорее всего, останутся стабильными. Полностью исключить рост продаж нельзя, но если он будет, то незначительным. О восстановлении рынка речи пока не идет.
Когда можно ожидать стабилизации ситуации на рынке автомобилей и возвращения к положительной динамике?
Когда база падает до очень низкого уровня, после этого периода наступают подъемы. Рынку нужно снизиться на определенный период, чтобы затем оттолкнуться от дна и вновь демонстрировать положительные показатели. С чисто статистической точки зрения, рост возможен с февраля следующего года.
В каком количестве остаются у дилеров автомобили 2023–2024 годов выпуска?
К концу прошлого года запасы составляли около 500 тысяч автомобилей. В начале 2025 года в России реализовывалось столько же машин, сколько производилось и поступало из других стран. Запасы не уменьшались до апреля. Май стал первым месяцем, когда поставки и производство составили примерно на 20 тысяч меньше, чем продажи.
В настоящее время насчитывается 470–480 тысяч нераспроданных машин. Это большое число. В июне, как считаю я, тенденция сохранится. Все уже осознали ситуацию на рынке и приняли решения корректировать программы производства и ввоза.

В таких условиях производители автомобилей и дилерские сети предлагают ли дополнительную скидку?
Автомобилей больше, чем покупателей, поэтому компаниям приходится делать скидки. Чтобы продать хоть что-то, производители вынуждены предлагать огромные цены со снижением. Сейчас действуют максимальные скидки за последние пять лет.
— Как долго продлится это тренд?
Считаю, скидки сохранятся. Постепенно их распространение перейдёт на менее востребованные модификации и модели. Возможно, также уменьшится величина скидок.
— Все интересуются вопросом: почему цены на машины в России выше, чем в Китае?
При импорте машин необходимо учитывать таможенные тарифы, утилизационный сбор и высокую логистику, которые в сумме составляют минимум 1 млн руб. для ввоза в Россию. Сравнение цен с Китаем бессмысленно, так как там сложился собственный рынок, производство и перепроизводство автомобилей, которые государство всячески поощряет.
В России официально представлены многие китайские марки. Но всё не так гладко у всех. Возможен ли уход этих брендов с российского рынка в текущем году?
Предполагается, что часть китайских компаний покинет Россию, реализовав остатки своих автомобилей. Возможно, речь идёт о двух марках из КНР, которые сейчас выпускает «Автотор». Вместо них на российский рынок непременно придут другие марки. В Китае насчитывается около 200 автомобильных брендов, а официально в России представлены около 40. Поэтому на место ушедших марок найдутся кандидаты.

Говорят, что интерес к гибридным моделям в России растет, особенно у китайских компаний. Правда ли это?
Доля гибридов в общих продажах достигала 4%, но сейчас составляет 2,5%. Эти машины относятся к премиальному сегменту, поэтому их ввоз в Россию выгоден китайским производителям. Китай много инвестировал в технологии PHEV и опережает другие страны в этом направлении. Неудивительно, что активно пропагандируют такой вид транспорта.
— Что вы думаете о корейском KGM? Пришли в Россию совсем недавно и уже несколько раз снизили цены на свои модели. С чем это связано и какие у бренда перспективы?
Когда KGM планировал выход на наш рынок, осенью прошлого года, было ощущением, что можно поставить в Россию всё, и это продастся. Возможно, им казалось, что корейский бренд будет выше «китайцев» в глазах потребителей. С реальными завышенными ценами по сравнению с марками из КНР вышли они на рынок. При этом о самом бренде у нас никто не знал. Да, фактически это перелицованные SsangYong, но и они никогда не были сильной маркой в России. Плюс к этому сразу же завезли весьма внушительное количество автомобилей — около 3 тысяч. Теперь нужно их продавать по изначальным ценам сделать невозможно. Если смотреть реально, KGM будет очень сложно удержаться на российском рынке.
Как обстоят дела с дилерами в текущих реалиях?
У дилеров дела шли неплохо до января-февраля текущего года. С марта экономика стала нулевой, а с апреля — отрицательной. Нужно помнить, что доход у дилеров не только от реализации новых машин, но и от сервисов, продаж автомобилей с пробегом, а также различных финансовых услуг.
Компании, работающие без заемных средств, чувствуют себя относительно стабильно.
Однако дилеры, которые активно кредитуются под бизнес, оказались в убытке. Предполагается, что в этом году может произойти ряд громких банкротств, даже крупных холдингов.
— Что сейчас происходит с параллельным импортом?
Параллельный импорт перешел на предзаказ. Ввозить машины из-за новых ставок утилизационного сбора стало невыгодно. Такая система останется, потому что в России водители предпочитают автомобили, не китайского производства. Доля параллельного импорта в продажах составит 7–9%.
Из каких мест чаще всего поступают подобные машины?
Есть прямой путь из Китая, так как там действует крупный канал. Также варианты — через Корею или с транзитом через Кыргызстан, Казахстан и Беларусь.
Возможен возврат популярности иностранных брендов?
Возвращение возможно, но все зависит от политической обстановки. При ослаблении санкций процесс пойдет быстрее, в противном случае – медленнее. Следует наблюдать за маркой Solaris, где фактически вернулись Hyundai, Kia, Mazda и Suzuki.

— Что будет с ценами на таких возвращенцев?
Многие считают, что вышедшие марки вернутся с ценами, как китайские модели. Такого в настоящее время не предвидится. Возвращение состоится с малыми поставками и высокой стоимостью. Их доля будет небольшой. Только отмена санкций может существенно повлиять на рынок.
Хорошо, давай обсудим ближайшее будущее. Каковы ваши прогнозы по рынку для нового кроссовера Lada Azimut?
Сначала Lada Azimut показалась мне интересной новинкой от АвтоВАЗа. Но затем возник вопрос о её цене. Если стоимость достигнет 2,5 миллиона рублей, то конкуренция будет очень сильной. Новому автомобилю будет сложно продаваться на рынке, и я не уверен в больших объёмах продаж. В любом случае, появление новой Lada — это всегда хорошо, и определённый интерес к ней гарантирован. Не стоит забывать о корпоративных продажах, которые, скорее всего, будут осуществляться.
Толстов говорит о том, что ЛАДА давно лидирует на нашем рынке, и спрашивает, возможно ли в будущем изменение этой ситуации.
Полагаю, что нет. Во-первых, здесь присутствует государственная политика: в стране должен быть собственный автомобильный промышленный сектор, своя инженерная школа и тому подобное. Поэтому с помощью таможенных пошлин, прямой и косвенной помощи АвтоВАЗу всегда будут содействовать его существованию и развитию.
Важно помнить, что эта компания традиционно занимала определённую ценовую нишу, ниже импортных аналогов. Этот сегмент пользуется большим спросом у покупателей. Не исключено, что в денежном выражении АвтоВАЗ может потерять лидерство на рынке в какой-то момент времени. Но если оценивать рынок по количеству проданных машин, то предприятие всегда будет лидером.
Авторы
Теги