
В России дали оценку предложению о введении штрафов за необоснованную тонировку автомобилей, не соответствующих требованиям Таможенного союза
О разработке законопроекта, направленного на то, чтобы не допустить безответственного использования транспортных средств с несанкционированной тонировкой, ввезенных из государств, не являющихся участниками Таможенного союза, сообщил «Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на официальный документ, после его утверждения будет устранена существующая нечеткость в законодательстве. Данная инициатива была предметом обсуждения на совещании в правительстве 24 сентября.
Суть проблемы
На данный момент положения Технического регламента Таможенного союза не действуют в отношении автомобилей, временно импортированных в Россию из стран, не являющихся членами этого союза. Это обстоятельство используется как иностранными гражданами, так и резидентами России, которые выбирают не регистрировать ввезенные транспортные средства. Например, автомобили с иностранной регистрацией могут свободно эксплуатироваться на дорогах, даже если у них установлены тонированные передние боковые и лобовое стекло.
По мнению сотрудников МВД, значительное число автомобилей с несанкционированной тонировкой, зарегистрированных за рубежом, но эксплуатируемых на территории России, создают угрозу безопасности. В частности, изменения затронут транспортные средства из Южной Осетии, Абхазии и Грузии, владельцы которых имеют право на временный ввоз на территорию России сроком до шести месяцев. В соответствии с действующим законодательством, привлечь к ответственности за подобные нарушения невозможно, поскольку положения Технического регламента, касающиеся тонировки, на этих автовладельцев не действуют.
«По словам эксперта, существует лазейка в законодательстве. Автомобили, импортируемые из Армении, регулируются Техническим регламентом и уже сейчас должны соответствовать его требованиям. В то же время, автомобили из Южной Осетии, Абхазии и Грузии, а также из других государств, не входящих в Таможенный союз, свободно эксплуатируются с тонировкой, поскольку к ним не применялись никакие ограничения. После внесения соответствующих изменений это станет возможным.
Что изменят
Предлагается внести коррективы в КоАП, в частности, уточнить формулировку части 3.1 статьи 12.5, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей за несанкционированную тонировку. В настоящее время данная статья ссылается на Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», где установлен запрет на тонировку лобового и передних боковых стекол более чем на 30%. После внесения изменений ссылка в статье будет указывать на «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации», при этом размер штрафа за нарушение останется прежним – 500 рублей.
«Согласно сообщению «Ъ», изменения необходимы для регулирования въезда иностранцев на территорию Таможенного союза с личными автомобилями, которые не подлежат регистрации в ГИБДД и могут находиться там не более полугода.
В соответствии с пояснительной запиской к изменениям, ключевой задачей их внесения является устранение чрезмерного правового регулирования, которое возникает из-за специфики применения норм Технического регламента. Рассмотрение поправок в Государственной Думе планируется в ближайшее время.
В НАС к готовящемуся нововведению отнеслись позитивно.
«Мы полностью разделяем позицию МВД и приветствуем это решение, — отметил Шапарин. — Прежде всего, это последовательные усилия по упорядочиванию ситуации с автомобилями, используемыми иностранными гражданами или россиянами, выдающими себя за них. Кроме того, мы настаиваем на решительном решении вопроса о тонировке, которое будет касаться всех участников. Необходимо устранить возможность обхода правил не только при использовании иностранных номерных знаков, но и с помощью различных заменителей тонировки: «иранских» пленок, штор, рулонов, сеток, и всего подобного, что устанавливают на лобовые и передние боковые стекла».
По словам специалиста, отказ от неразрешенной тонировки стесняет возможности правоохранительных органов по выявлению лиц, представляющих потенциальную угрозу.
Что будет с наказанием
Иногда для решения вопроса может потребоваться больше, чем просто изменение формулировок. Следует учитывать, что в России периодически возникает вопрос о полном запрете тонировки стекол или, наоборот, об ослаблении действующих требований. Например, в июне 2025 года стало известно о внесении на рассмотрение в Госдуму законопроекта, предлагаемый законопроект предусматривает ослабление требований к освещенности. Я. Нилов, председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, считает, что допустимо снизить требования к светопропусканию до 60% от значения, установленного Техрегламентом. Рассматривать этот документ планируется на осенней сессии в октябре.
Вместе с ослаблением правил тонировки, Нилов предложил разделить состав правонарушения на два, учитывая тип используемых стекол и их способность пропускать свет. Согласно проекту, актуальный штраф за избыточную тонировку, составляющий 500 рублей, должен увеличиться в шесть раз для лобового стекла и вдвое для боковых передних стекол, достигнув соответственно 3 тыс. и 1 тыс. рублей.
Если документ будет утвержден и в процессе проверки будет зафиксировано нарушение, избежать штрафа в 500 рублей (который можно уменьшить на 25%, до 375 рублей, при оплате в течение 20 дней) не удастся. В этом случае размер штрафа будет составлять от 1000 до 3000 рублей (от 750 до 2250 рублей соответственно, если воспользоваться скидкой).
«По его мнению, это обеспечит гармоничное сочетание удобства для водителей и безопасности на дорогах.