В предновогодний период несколько коллег из НАМИ поведали нам о странном происшествии. К месту, где хранилась штамповка для автомобилей Аурус, которые в институте продолжают собирать самодельным способом, подъехал кран-манипулятор с грейферным захватом и начал перегружать кузовщину из ящиков в кузов, при этом уничтожая ее своей «механической рукой». Такая картина вызвала недоумение среди сотрудников института, ведь за кузовщину было заплачено деньгами. Фирму-изготовителя и страну мы упомянем позже в другом материале.
Неизвестно, какие мотивы побудили к такому поступку в НАМИ, но предположим, что причиной стало получение локализационных документов на Senat. Логика рассуждений будет изложена ниже, а пока уточним: 29 декабря 2023 года впервые с начала выпуска автомобилей Аurus в Алабуге Министерство промышленности и торговли, основываясь на актах экспертизы союза «Московская торгово-промышленная палата», начислило баллы локализации моделям Senat и Komendant. Впервые получено публичное документальное подтверждение того, что автомобили Аurus локализованы в Алабуге не только по сборке.
До подробностей заключения о промышленной сборке есть одна примечательная деталь: 27 декабря 2023 года Союз «Московская торгово-промышленная палата» выдал акт экспертизы фирме-производителю — ООО «Аурус». На следующий день, то есть 28 декабря, ООО «Аурус» подало заявку в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП), и уже 29 декабря Минпромторг выдал заключение, подтверждающее локализацию. Вполне возможно быстро работать, когда захотят! Правда, доля НАМИ в капитале ООО «Аурус» составляет 63,5%, а сам НАМИ — это подведомственное Минпромторгу учреждение.
В деталях оценки: без учета расчета НИОКР, Сенат получил 2195 баллов, а Комендант — 1695. Рассмотрим отдельные позиции. За сварку и окраску кузова обе модели набрали по 900 баллов. Напомним, постановление правительства № 719 от 17 июля 2015 года не регламентирует тип сварки. Это означает, что кузов могут варить по схеме CKD-2 — из крупных сборочных единиц, собранных за границей. Однако для Сената это практически исключено, поскольку минимум на 70% детали штампуются в России с использованием российского металла. А вот у Коменданта ситуация другая: за штамповку и использование российского металла он получил 0 баллов. Это означает, что или всю кузовщину выпускают за границей, или до 30% от массы черного кузова, включая навесные узлы, производятся в России.
Каждой модели присудили 25 баллов за «двигатель внутреннего сгорания», детальное описание которых отсутствует. Согласно схеме начисления, эти баллы получены за «сборку, включая установку коленчатого вала и шатунно-поршневой группы, а также проведение контрольных испытаний». Еще 10 баллов добавили за «вкладыши коренных и шатунных подшипников скольжения». Интересно, откуда поступают остальные детали ДВС? И где обрабатывается блок и головка? За «сборку и проведение контрольных испытаний электродвигателя» каждая модель получила 100 баллов – в четыре раза больше, чем за аналогичные операции с ДВС. Это один из парадоксов действующей системы начисления баллов. Еще по 200 баллов дали за «обработку картерных и корпусных деталей» электромашин и «изготовление роторов и статоров». Механической части коробки передач обеим машинам выдали всего по 30 баллов – это позиция «Сборка и проведение контрольных испытаний». Более ни единым баллом локализация коробки не подтверждена. Получается, что КАТЕ завозит комплектующие из-за границы, а потом пытается свести концы с концами при калибровке? В блоке управления коробкой из российского – только программное обеспечение и «поверхностный монтаж чип-компонентов на печатную плату». Еще несколько позиций: 75 баллов машина получила за такой важный элемент, как «ЭРА-ГЛОНАСС», 35 – за бамперы, 30 – за элементы тормозной системы. За «формообразующие операции изготовления пружин передней подвески» баллы начислены только Сенату – у Коменданта они заграничные. Колеса и шины российские (суммарно – 20 баллов). Гигантские 300 баллов каждая машина получила за сборку, испытания, изготовление корпуса и выпуск программного обеспечения преобразователя энергии. За сборку и испытания заграничных подушек безопасности – по 10 баллов и так далее. Подробнее останавливаться на деталях не будем.
Главный вывод заключается в том, что текущая редакция постановления № 719 ориентирована на гибридные автомобили. Если бы Сенат и Комендант не были гибридами, сумма баллов не была бы такой высокой. В реальности локализация усилилась благодаря баллам за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые ООО «Аурус» представило Минпромторгу. Эти баллы автоматически распространяются на все модели компании, независимо от их связи с НИОКР.
В 2023–2024 годах Минпромторг увеличивает баллы за НИОКР в 1,3 раза для автомобилей, участвующих в госзакупках. Учитывая этот коэффициент, Сенат получает 4508 баллов и превышает порог для подачи заявок на госзакупки с 1 января 2024 года. Теперь машину можно официально приобретать любым организациям по Федеральному закону № 44, то есть при закупках за счет федеральных, региональных и муниципальных средств. Формулировка заявки может быть таким образом составлена, чтобы выбор Ауруса Сената был единственным возможным вариантом.
В НАМИ разрушают штамповку, о которой сотрудники института рассказали нам ранее. Мы полагаем, что это связано с тем, что машины производства НАМИ больше нельзя заказывать государством, а штамповка, предназначенная для кустарного изготовления в Алабуге, не нужна.
Впрочем, институт не будет полностью прекращать выпуск Аурусов и сосредоточится на изготовлении специальных версий, в том числе бронированных.