
Страховые компании разоблачили план обмана с автомобилями иностранного производства, которые поступают из-за рубежа.
Что делать с авто после аварии? Сколько таких происшествий в году, а как туда вмешиваются мошенники.
Машин стало больше
Страховая компания «МАКС» сообщила о росте числа аварий со 100% повреждениями транспортных средств в 2025 году. Хотя точных цифр не назвали, уточнили, что на этот тренд влияют участившиеся случаи мошенничества.
Компания «РЕСО-Гарантия» зафиксировала рост числа «тоталов» в 2025 году, представители компании уточнили, что это связано с увеличением страхового портфеля и количеством автомобилей на дорогах.
По словам Павла Яковлева, старшего управляющего продуктом по автострахованию в «РЕСО-Гарантия», продажи новых машин в 2024 году превзошли показатели 2023 года, что оказывает влияние на статистику.
«СОГАЗ» сообщает, что статистика аварий с полной гибелью автомобилей последние два года практически стабильна. В среднем на каждую тысячу застрахованных в компании авто приходится три таких происшествия.
В 2024 году наблюдалось увеличение общего числа аварий, поскольку рынок демонстрировал положительную динамику и количество застрахованных автомобилей росло. При этом частота подобных событий снижалась.
Страховая компания «Гайде» сообщает, что «тотальные» аварии с клиентами происходят редко, менее 1% случаев. В первом квартале 2024 года таких ДТП было больше. СК «Согласие» также зафиксировала снижение числа подобных аварий в 2025 году: их количество сократилось по сравнению с прошлым годом вдвое.
Китай лидирует
Согласно данным компании «Абсолют Страхование», легковые автомобили чаще всего участвовали в ДТП с полным ущербом в 2025 году – их доля составила 66%. На грузовые транспортные средства пришлось оставшиеся 33% случаев.
Юлия Федотова, руководитель управления урегулирования убытков по автострахованию компании «Абсолют Страхование», отметила, что именно 50% от общего объема тотальных убытков приходится на автомобили китайского производства.
В компании такому показателю объясняют широкий ассортимент китайских автомобилей на рынке, как легковых, так и грузовых. В прошлом году антирейтинг возглавляли автомобили немецкого производства, доля которых составила 38% от общего числа происшествий.
Страховая компания «МАКС» сообщает, что машины китайских марок чаще всего попадают в «тотальные» ДТП. Это связано с ростом количества таких автомобилей в России. Компания также отмечает серьезное увеличение цен на запчасти для моделей из КНР за последние два года.
В начале появления китайских автомобилей на российский рынок запчасти стоили как карандаши. Сейчас цена фары для некоторых марок достигает 200–250 тыс. рублей, что иногда превышает стоимость премиальных европейских брендов. Также прочность китайских автомобилей не сравнится с европейскими и другими марками, — пояснил директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК «МАКС» Иван Попов.
В «РЕСО-Гарантии» отметили рост доли китайских марок в антирейтинге. В черный список 2025 года вошли Chery и Geely. Но Chery и Geely отстали по популярности от автомобилей Kia, Skoda, Volkswagen, Audi, Lada, Mercedes-Benz и Hyundai.
Появление большого числа автомобилей определенной марки или модели на дорогах повышает риск возникновения серьезных аварий. На частоту ДТП также могут влиять технические характеристики, надежность, манера вождения и водительский стаж.
Под угрозой — европейские автомобили высокого класса и Лада.
Компания «СОГАЗ» представила данные по так называемым «тотальным» авариям. В список самых аварийных попали автомобили Mercedes-Benz, BMW, Audi, Mazda, Skoda и Audi. Там же отметили высокую стоимость запчастей европейских премиальных марок, особенно если повреждена не только кузов, но и электроника, восстановление которой может превысить страховую сумму.
Автомобили китайских марок также участвуют в страховых случаях » totaled «, так как их число на рынке увеличивается, но сегмент не демонстрирует существенного изменения частоты таких случаев.
В СК «Гайде» за 2025 год не зарегистрировано ни одного случая аварии с участием автомобилей китайских марок. По их данным, чаще всего в подобные происшествия попадают автомобили бюджетного сегмента, точные марки страховщики не назвали. Отметили только, что модели входят в антирейтинг из-за большого количества продаж.
Китайские машины присутствуют в негативном рейтинге, но количество подобных случаев в 2025 году мало – доля автомобилей из Китая от всех «тоталей» в текущем году составляет лишь 8%.
В компании затруднились ответить, почему некоторые автомобили чаще других попадают в черные списки. Страховщики утверждают, что какой-то закономерности не видят. Несмотря на то, что в 2024 году антирейтинг не сильно отличался от нынешнего, тогда в него попали Lada, Toyota и Nissan.
Рынок наводнили мошенники
- На западных аукционах продают поврежденные автомобили по цене от одного до двух с половиной миллионов рублей. Их везут через Беларусь, где восстанавливают или же ремонтируют уже в России.
- Впоследствии данные машины страховываются посредством сообщников-агентов. Обычно такие группы располагают «своими» лицами в страховых компаниях, которые или не направляют предполагаемый объект страхования на андеррайтинг, или «андеррируют» по заданному сценарию.
- В результате машина страхуется суммой, вдвое или утроившей рыночную цену в России, и через один-три месяца все по схожему сценарию врезаются в дерево. Столкновения достаточно серьезные, двигатель в некоторых случаях едва не проникает в салон. Впрочем, в каждом случае обошлось без пострадавших.
- На место происшествия прибывает сотрудник ГИБДД, оформляющий аварию в полночь. Место аварии не фотографируется для последующего исследования, пояснения от водителя записываются кратко, двумя предложениями, после чего вся процедура завершается.
- В страховую компанию передают документы, а взамен рыночной стоимости автомобиля, составляющей 3-4 миллиона, получают 8-12 миллионов.
В «РЕСО-Гарантии» сообщили о случаях мошенничества при расчётах по так называемым «тоталам». В компании подтвердили, что преступники иногда специально повреждают автомобили для получения страховой выплаты. Доказать такие случаи сложно, подобные схемы чаще всего встречаются среди дорогих автомобилей.