Lada Vesta: что скрывается за десятилетней историей модели


Какой Lada Vesta планировалось создать изначально, почему автомобилю дали такое название, какие заимствования легли в его основу и какая связь у него с моделью «Силуэт» — мы расскажем об истории одного из самых востребованных автомобилей в России

Планы и суровая реальность

Работа над созданием новой модели АвтоВАЗа стартовала еще в 2001 году. Первоначально планировалось, что это будет седан, относящийся к D-классу. Более того, по своим размерам новая модель должна была быть больше всех существующих автомобилей марки. Однако эти планы не были реализованы. Через некоторое время АвтоВАЗ изменил концепцию новой модели, выбрав создание автомобиля С-класса.

Lada «Силуэт» — предвестник Vesta

Первоначально Vesta была представлена моделью с индексом 2116, которая впоследствии получила название «Силуэт». В рамках этого проекта АвтоВАЗ сотрудничал с канадской компанией Magna International.

Изначально эскизы модели появились в прессе еще весной 2004 года. Немного позже АвтоВАЗ представил макеты будущего автомобиля на Московском автосалоне. В 2005 году компания изготовила около двадцати первых прототипов для проведения краш-тестов. Помимо концептуального седана, в линейку модели были включены универсал под индексом 2117 и хетчбэк (2118).

АвтоВАЗ на протяжении нескольких лет совершенствовал модель «Силуэт», внося незначительные изменения во внешний вид и расширяя перечень доступных опций. Так, Lada 2116 могла быть оснащена климат-контролем, подогревом сидений и зеркал, а также датчиками дождя и света. В те годы подобный набор дополнительных функций был присущ автомобилям премиального класса. Технически седан предлагался с 1,6- и 1,8-литровыми двигателями, развивающими 102 и 128 л.с. соответственно.

Помощь из-за границы

Несмотря на это, серийной модели Lada «Силуэт» так и не было выпущено. Причиной послужило то, что в 2008 году альянс Renault-Nissan приобрел долю в АвтоВАЗе в размере 25% и принял решение о создании новой модели. В процессе разработки были использованы некоторые дизайнерские и инженерные решения, ранее подготовленные для «Силуэта».

Не пропустите:  Subaru Crosstrek: узнаем все о компактном кроссовере

Британский дизайнер Стив Маттин, имеющий опыт работы с Mercedes и Volvo, руководил разработкой внешнего вида нового автомобиля. Именно при его участии у моделей Lada появился узнаваемый «X-стиль». Впервые новый дизайн автомобилей Lada был представлен публике на Московском автосалоне в 2012 году, где был показан концепт X-RAY.

Название и рекламные войны

Согласно неподтвержденным сведениям, первоначально модель Lada 2190 рассматривалась под названием Vesta. Однако в ходе конкурсного отбора предпочтение было отдано Granta. Тем не менее, очевидно, что АвтоВАЗ все же положительно оценил название Vesta, и было решено использовать его для нового семейства автомобилей B-класса.

АвтоВАЗ никогда не давал официальных объяснений такого выбора названия, поэтому любые предположения в этом вопросе остаются лишь догадками. Возможно, название «Веста» связано с именем богини, покровительницы домашнего очага и жертвенного огня в Древнем Риме. Кроме того, такое же название носит один из крупных астероидов, открытый 29 марта 1807 года Генрихом Вильгельмом Ольберсом.

Бренд Vesta стал центральной фигурой в рекламных противоборствах, вспыхнувших в феврале 2016 года. В тот период АвтоВАЗ начал весьма смелую рекламную кампанию под названием «Время попрощаться с «Вестой», продвигающую фирменную программу обмена автомобилей для Lada Vesta. На рекламных щитах была размещена фотография девушки с азиатской внешностью, что, вероятно, указывало на основных конкурентов АвтоВАЗа – корейские марки Hyundai и Kia.

Официальные дилеры иностранных марок отреагировали на колкие замечания, разместив рекламные щиты, намекающие на превосходное качество их автомобилей. Вскоре к этой «войне» присоединились Ford, а также Peugeot и Citroen.

6,5 млрд руб. и переезд в Ижевск

В производство поступила Lada Vesta благодаря Бу Андерссону, шведскому менеджеру, возглавившему АвтоВАЗ в 2014 году в качестве президента. Концепт автомобиля, который впоследствии стал серийной моделью, впервые был представлен публике на Московском автосалоне.

Не пропустите:  Гарантия отсутствует: авто от дилеров или перекупов - более выгодный вариант.

Внешний вид Vesta перекликается со стилем концепт-кара Lada XRAY. Обе модели имеют схожие решетки радиатора и головную оптику, оснащенную светодиодными ходовыми огнями. В салоне Lada Vesta предусмотрен крупный мультимедийный дисплей, расположенный на центральной консоли. Моторная линейка включает в себя четыре двигателя, развивающие мощность от 87 до 114 л.с.

На создание новой модели было ориентировочно затрачено 6,5 миллиарда рублей. При этом ключевым изменением стало решение о размещении производства в Ижевске, а не в Тольятти. Изначально седан B-класса задумывался как преемник Priora. Впоследствии руководство компании приняло решение о выводе Vesta на рынок до завершения выпуска предыдущего поколения.

Цена и удлиненная версия

Производство Lada Vesta было запущено осенью 2015 года. Первоначально с конвейера выпускался только седан. Однако стоимость автомобиля оказалась выше прогнозируемой. В частности, базовая комплектация с 1,6-литровым двигателем обошлась в 514 тыс. руб., в то время как изначально предполагалось, что цены на новую модель начнутся примерно с 350 тыс. руб.

В 2015 году для Vesta была разработана гоночная версия. Этот автомобиль создавался для участия в чемпионатах WTCC — Мирового тура автомобилей.

Через год АвтоВАЗ продемонстрировал удлиненную модификацию Lada Vesta Signature. Однако этот автомобиль не вызвал интереса у покупателей. В конечном итоге, АвтоВАЗ произвел всего четыре экземпляра данной модели, один из которых был передан в распоряжение Бу Андерссона.

Россыпь разнообразных модификаций

Помимо стоимости, многие специалисты отмечали ограниченный выбор кузовов на начальном этапе производства. Эта проблема была устранена в 2017 году, когда АвтоВАЗ начал предлагать Vesta в кузове универсал под обозначением SW. Кроме того, была представлена и версия Cross с увеличенным дорожным просветом — 178 и 203 мм соответственно. Стоимость автомобилей начиналась от 639 900 и 755 900 рублей.


В 2017 году модельный ряд Lada Vesta пополнился самой дорогой комплектацией Exclusive, которая отличалась увеличенным перечнем оснащения. В автосалонах за нее запрашивали 763 900 рублей. Через два года АвтоВАЗ начал реализацию спортивной версии автомобиля, обозначенной приставкой Sport. Цена этой модели с 1,8-литровым двигателем мощностью 145 л.с. превысила отметку в 1 миллион рублей.

Не пропустите:  Неубиваемые автомобили: 5 моделей, способных преодолеть миллион километров

Новая Vesta и остановка производства

АвтоВАЗ и Renault разрабатывали программу обновления для Lada Vesta совместно. Производство этой модели началось в феврале 2022 года. Автомобиль, получивший обозначение NG (New Generation), претерпел значительные внешние изменения после рестайлинга, однако его силовые установки остались прежними. На ижевском заводе успели изготовить ограниченную серию новых автомобилей. После начала военной операции на Украине Renault покинула Россию. В результате возникли трудности с поставками комплектующих и нарушились логистические связи, что привело к приостановке выпуска новой Vesta.

Возрождение Vesta

Обновленная версия флагманской модели Lada Vesta NG начала выпускаться лишь в марте 2023 года, при этом производство перенесли в Тольятти. Первоначально автомобиль был доступен покупателям с одним 90-сильным двигателем и механической трансмиссией. Впоследствии в линейку моторов были добавлены двигатели мощностью 106 лошадиных сил и объем 1,8 литра. Кроме того, появилась версия с автоматической трансмиссией.

Борьба с «китайцами»

В настоящее время Lada Vesta занимает третье место среди самых популярных автомобилей в России. Однако, в августе 2025 года она покинула вторую строчку рейтинга, пропустив вперед китайский кроссовер Haval Jolion. Минимальная цена на Vesta сейчас составляет 1 575 000 руб. (комплектация Comfort 24).

Дмитрий Александров

Похожие статьи