Кутаисский автозавод: современное состояние и производство.

VozBox  » Новости »  Кутаисский автозавод: современное состояние и производство.

Сборка Колхиды, фото: vozbox.ru

«Колхида» — один из самых неоднозначных и обсуждаемых грузовиков истории Советского Союза, о котором до сих пор можно услышать ироничные шутки. Несмотря на репутацию, в постсоветских странах встречаются рабочие экземпляры этой машины. Кутаисский автозавод, основанный в 1950-х, начал с производства запчастей, а затем перешёл к выпуску грузовиков, за основу которых брались легендарные ЗИЛы. Портал vozbox.ru рассказал о том, как сейчас выглядит завод и что там теперь производят.


«Колхида», несмотря на критику, останется в истории как первый серийный бескапотный грузовик в СССР и пионер моделей со спальным местом. Новые решения, даже самые амбициозные, не получили одобрения от водителей.


Модель «Колхида» 606 остаётся предметом споров. По внешнему виду её можно было принять за «Шкоду 706», однако технически она основана на ЗИЛ-164 с изменённой компоновкой, что потребовало серьёзных конструкторских доработок. Грузовик получил новую форму, но при этом не стал более надёжным.


В техническом плане «Колхида» имела двигатель ЗИЛ-157КЯ мощностью 109 л.с., что было недостаточным для столь тяжелого грузовика. На подъемах машина испытывала затруднения, мотор перегревался и быстро выходил из строя. Сборка была ненадлежащего качества: кабина продувалась, окна выпадали, а запчасти были дефицитом. Ремонт был возможен только у специалистов, знавших конструкцию в деталях.


Несмотря на недостатки, «Колхида» поставлялась в колхозы, и о ней сложился неоднозначный репутационный образ — в народе говорили: «Гордость Грузии, слёзы России». Производитель не остановился на достигнутом и выпустил КАЗ-4540, который предлагал лучшие условия для водителя. Нестандартная компоновка, при которой кабина буквально висела над землей, вызвала недоумение у водителей и потребовала времени на привыкание.


КАЗ-4540 был технически продвинутым, но в сельской местности не пользовался спросом, уступив привычным и удобным машинам. В восьмидесятых годах Кутаисский завод выпускал до пяти тысяч грузовиков ежегодно, но после распада СССР производство резко сократилось. В 1993 году собрано всего шестьсот пятьдесят машин, а конкурентоспособность продукции снижалась по сравнению с зарубежной техникой.


В середине 90-х к заводским мощностям привлекла внимание компания General Motors, но после всестороннего анализа ситуации отказалась от инвестиций из-за неблагоприятной обстановки в стране. Производство продолжилось, но на минимальных объёмах — всего десятки машин в год.


В начале двухтысячных завод предпринимал попытки запустить марки MAN и КамАЗ, а также начать производство тракторов, однако все проекты завершились неудачей. Завод постепенно распродал активы, сейчас его мощности используются в основном для производства автозапчастей, которые арендуют частные компании. Согласно последним сведениям, на заводе трудятся около 150 человек, но грузовики под маркой «Колхида» и другие модели больше не производятся.