По данным Минпромторга, разъяснено, на какие цели расходуются средства, поступающие из утилизационного сбора
По словам представителей Минпромторга, утилизационный сбор поступает в федеральный бюджет как источник дохода
«В числе прочего, эти средства направляются на финансирование программ социально-экономического развития страны, государственной поддержки предприятий промышленности и реализацию национальных проектов, нацеленных на технологическое лидерство. Они охватывают такие сферы, как промышленное обеспечение транспортной мобильности, развитие станкостроения и робототехники, микроэлектроники, новых материалов и химии, а также ряд других направлений», — сообщили в ведомстве.
Утилизационный сбор представляет собой единовременная плата, которую импортеры, производители или покупатели транспортных средств платят для финансирования переработки автомобилей после окончания срока их службы.
Впервые аналог утилизационного сбора был внедрен в России в 2009 году. На тот момент автовладелец мог передать свой подержанный легковой автомобиль на переработку, оплатив дилеру фиксированную сумму в 3 тыс. рублей. В качестве компенсации он получал сертификат, дающий право на скидку в 50 тыс. рублей при приобретении нового автомобиля, произведенного в России. Полностью функционирующий утилизационный сбор был введен в 2012 году в связи с присоединением к Всемирной торговой организации. Первоначально этот сбор оплачивали исключительно импортеры, однако с 2014 года его действие распространилось и на российских автопроизводителей. Размер утильсбора ежегодно пересматривается.
Ранее Минпромторг предложил привязать утилизационный сбор к мощности двигателя с введением прогрессивной шкалы. Суть изменений в том, что льготный утилизационный сбор, который оплачивают физические лица при ввозе автомобиля из-за границы, будет работать только для машин мощностью до 160 л.с. Если мощность больше, то будет выплачиваться коммерческий утильсбор, который в разы выше.
Министерство отметило, что данная инициатива была подготовлена по запросу ассоциации «Объединение автопроизводителей России». В ведомстве сообщили, что в случае утверждения, новые принципы определения утильсбора начнут действовать с 1 ноября 2025 года.