Ксеноновые фары: особенности и использование в России

VozBox  » Новости »  Ксеноновые фары: особенности и использование в России

О ксеноновых фарах: установка, выбор и возможные штрафы.

Что такое ксеноновые фары

Ксеноновые лампы — это источники света, которые работают за счет генерации электродуги в ксеноне.

BMW первой внедрила ксеноновые фары на массовом производстве. В 1991 году их установили на новый флагманский седан 7-й серии. После этого популярность таких фар распространилась на другие производители премиальных автомобилей, и к середине 2000-х большинство седанов класса D/E имело газоразрядные лампы.

Типовая ксеноновая лампа включает следующие элементы.

  • Пластиковая база корпуса, называемая цоколем, устанавливается внутри фары и служит основанием для крепления колбы.
  • Колба — закрытая стеклянная посуда с ксеноном внутри.
  • В колбе располагаются электроды. При работе лампы между электродами протекает разряд.
  • Связь со внешними элементами осуществляется через провода фары.

Как работают ксеноновые фары

Во включенном состоянии фар срабатывают блоки розжига. Это устройства, преобразующие обычные 12 В бортовой сети в несколько тысяч (примерно 25 тыс.) вольт. Затем высокое напряжение подаётся на контакты лампы, и на электродах образуется дуга.

Каждая ксеноновая лампа нагревается несколько секунд, пока яркость плавно не увеличится, а цвет свечения немного не изменится. За это время газ в колбе разогревается. Как только лампа достигает рабочей температуры, блок розжига переходит в режим поддержания дуги. После этого постоянное напряжение для свечения лампы составляет 60–80 В.

Ксеноновые фары: запрещены или нет

Ксенон законен сам по себе, но использование в автомобилях световых приборов, отличных от заводских, запрещено и карается согласно ст. 12.5 п.1 КоАП. [1] Причиняет необходимость вынесения предупреждения или наложение штрафа в сумме 500 рублей.

В действительности это означает: штатный ксенон, установленный на заводе, является единственным разрешенным способом использования этого типа освещения. Лампы и комплекты, приобретенные в магазине и отличающиеся по конструкции или характеристикам от заводских, считаются незаконными.

Юридический аспект не единственный момент, требующий внимания. Имеются и чисто технические сложности. Независимо от обоснований владельцев китайских ксеноновых ламп, правильно настроить фары, не предназначенные для такого типа освещения, практически невозможно. Даже если светотеневая граница будет проходить на нужном уровне, форма светового пучка такой «гибридной» фары окажется неправильной. Отсутствие омывателя (он обязателен на заводском ксеноне) и другие технические несоответствия лишь усугубят ситуацию.

Чем ксеноновые фары отличаются от галогеновых

Как и ксеноновые, галогенные лампы получили название по виду газа в колбе — парам йода или брома. В остальном это обычные лампы накаливания с вольфрамовой нитью, но за счет оптимизации химических процессов они служат дольше, светят ярче и не тускнеют со временем. В отличие от них газоразрядные лампы излучают свет за счет электродуги, а не свечения нити.

  • в ксеноне светится разряд, а не нить;
  • состав газа в колбе отличается;
  • Галогеновые фары работают от штатных 12 вольт, ксеноновые требуют значительно большего напряжения.
  • Ксеноновая лампа светит синим цветом, а галогенная — беловато-желтым.
  • Ксеноновые лампы работают эффективнее, чем галогенные.
  • Установка ксенона обходится значительно дороже, чем покупка двух галогенных ламп.

Какие лампы для фар предпочтительнее: ксеноновые или галогенные?

Газоразрядные лампы превосходят галогенные по большинству характеристик. Единственным исключением является цветовая температура: синеватое свечение ксеноновой дуги хуже заметно на мокром асфальте и в тумане. В этих ситуациях теплый оттенок освещения более эффективен. Именно поэтому традиционные противотуманные фары были желтыми.

Ксенон превосходит галоген по яркости свечения, резкости границы света и тени, а также дальности освещения всех основных параметров.

Штрафы за ксеноновые фары

За установку ксеноновых ламп, которые в большинстве случаев ослепляют, наказание остается незначительным. Установка не предусмотренных конструкцией источников света влечет ответственность по статье 12.5 пункту 1 КоАП РФ и наказывается штрафом в 500 рублей.

В некоторых ситуациях достаточно выдать предупреждение. Такой подход приводит к тому, что один из десяти автомобилей на дороге имеет модернизированные фары и слепит водителей с oncoming трассы.

Частые вопросы

Как узнать, какие у меня фары?

Если лампы излучают свет бледно-белый или синеватый, это ксенон. Галогеновые источники дают теплый свет от желтоватого до нейтрально-белого.

Можно ли поставить ксенон в противотуманки?

Нет, запрещено. Приборы ТПФ относятся к наружным источникам света. К ним применяются те же правила, что и к фарам.

Если нештатный ксенон недопустим, то почему его реализуют?

Ответственность за этот вопрос лежит на продавцах и покупателях. Большие производители ксеноновых ламп (Philips, Osram и т.п.) представляют свою продукцию в России как освещение для квадроциклов, снегоходов, мини-тракторов и других недорогих машин. То есть для техники, запрещенной к использованию на дорогах. Однако все понимают, что лампы будут приобретаться прежде всего для автомобилей.

Главное о ксеноновых фарах

  • Ксеноновая лампа в отличие от галогеновой не имеет нити накаливания и нуждается в высоковольтных блоках розжига.
  • Ксенон превосходит галоген практически по всем показателям. Свет его ярче и имеет больший радиус действия, только при плохой видимости (дождь, туман) ксенону уступают лампы накаливания.
  • Установка ксеноновых ламп или фар, не соответствующих заводским, законодательно запрещена.
    Даже после всех настроек фары, не предназначенной для ксенона, неизбежно приведут к ослеплению встречных водителей.
Илья Калинчиков