

Проба покрытия, фото: vozbox.ru
Внимательно рассмотреть свежее дорожное покрытие позволяет заметить на нем ровные круглые или квадратные отверстия. Они часто тянутся через весь участок дороги, расположены на одинаковом расстоянии и вызывают вопросы у водителей.
Некоторые полагают, что это способ сохранить асфальт от трещин в жару, другие уверены, что таким образом делают дренаж для стока воды. Обе версии не соответствуют действительности.
Эти отверстия называют кернами, и нужны для проверки качества работ. После укладки полотна специалисты вырезают из него небольшие участки асфальта (керны) и отправляют в лабораторию. Там оценивают толщину покрытия и его прочность, чтобы убедиться, что укладка соответствует нормативам.
Специальные машины, предназначенные для нарезки швов, оставляют ровные прямоугольные выемки на свежеуложенном асфальте. Их используют ещё и для подготовки дорожной поверхности к последующей обработке, а также для проверки состояния покрытия.
Чаще всего вырезы в асфальте делают первые дни после укладки, пока материал тёплый и податлив. Иногда забор проб происходит спустя недели, когда покрытие полностью остынет и затвердеет. Диаметр кернов варьируется в зависимости от типа смеси: на песчаных покрытиях около 5 см, на мелкозернистом до 7 см, а на крупнозернистом может достигать 10 см.
Теперь ясно, зачем служат эти отверстия. Возникает новый вопрос: почему их часто оставляют открытыми, как к этому относятся сотрудники ГИБДД, и разрешено ли это правилами?
Прямоугольные вырезы на новом покрытии быстро разрушаются под воздействием машин и резких перепадов температур. Особенно интенсивно это происходит зимой, когда влага попадает в отверстия и расширяется при замерзании. В результате небольшие углубления быстро превращаются в полноценные выбоины. По правилам такие вырезы должны заделываться сразу после изъятия образцов. Для этого применяют «холодный асфальт» — специальный состав из битума, щебня и растворителей, который позволяет оперативно закрывать дефекты.
В действительности дорожно-эксплуатационные бригады часто довольствуются только щебнем или оставляют керны вообще без покрытия. Такие открытые ямы представляют большую опасность для мотоциклистов и велосипедистов, число которых увеличивается с наступлением тёплой погоды.