
Глава РОАД Подщеколдин отмечает нездоровую ситуацию на российском рынке автомобилей.
Дилерское сообщество на пресс-конференции «Авторетейл. Итоги 1-го полугодия» ассоциации РОАД заявило властям о необходимости поддержки автодилеров для их выживания.
В России автодилеры сталкиваются с трудностями, и продажи машин снижаются даже при уменьшении стоимости новых автомобилей. Рынок сократился до критически низкого уровня, а прогнозов роста нет. Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин на пресс-конференции о результатах первой половины 2025 года сообщил об острых проблемах автопрома. Предложения дилеров по восстановлению отрасли могут не устроить обывателей.
Специалисты тщательно проанализировали ряд вопросов.
- Только банки получают прибыль от высоких процентных ставок.
- Стоимость новых автомобилей снизилась, но покупательский спрос сохраняется низким.
- за полгода продажи рухнули на 27%;
- Рынок готовится к наибольшему замедлению развития за десять лет.
- Отсутствует прибыль, дилерам требуется помощь от властей.
- Старым автомобилям придётся на время оставить место.
Кредиты невозможно взять
Основное затруднение как для продавцов, так и для покупателей автомобилей, считают представители РОАД, — высокая… ключевой ставкеИз-за неё процентные ставки по коммерческим кредитам составляют 27–30%. Без кредитов бизнес не может нормально функционировать и развиваться.
«Такая ставка непосильна для многих компаний. Рентабельность их порядка 20% и меньше», — сказал Подщеколдин. — «До 2023 года рентабельность нашей отрасли составляла примерно 2,8%, в прошлом году — около 1%».
Специалист указал, что ежемесячный доход от вклада может составлять около двух процентов без каких-либо действий.
В чём толк от ведения бизнеса?
У рядовых граждан средств на покупку автомобиля недостаточно. Выдача автокредитов сократилась на 53%, согласно данным бюро кредитных историй. В РОАД подчеркнули, что для приобретения машины средней стоимостью 3 миллиона рублей гражданам необходимо оформить кредит. кредит под 30%, но для большинства такие условия неприемлемы.
Стоимость машин падает, но их не берут
Машины перестали покупать из-за низкой покупательной способности, склады всё ещё… затовареныЦена на машины некоторых брендов снизилась впервые с 2017 года. пришлось опускать на 5–8% или на 150–170 тыс. руб.
Мы ожидаем увеличения продаж, но этого не наблюдается. Снижение цен должно привести к росту, однако продажи уменьшаются, — отметил руководитель РОАД.
Результаты первого полугодия превзошли показатели 2023 года, но оказались значительно ниже, чем у 2024 года (снижение на 27%). С января по июнь было продано 569 129 новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
Прогноз — неутешительный.
Без действий в конце года рынок не превысит миллиона одной hundred fifty тысяч единиц. При оптимизации кредитования продажи вырастут до миллиона трёх сотен тысяч. Такого объёма недостаточно для нашего рынка, полагают в РОАД.
Падение — катастрофическое
По мнению дилеров, катастрофу подтверждает следующий факт: в 2012 году каждый третий россиянин мог купить новую машину, а в первой половине 2025 года таковых оказалось всего 16%. Хуже дела были только в 2022–2023 годах. Возможность покупки новой машины сокращается. В деньгах рынок уже просел на 20% к аналогичному периоду прошлого года.
Рынок рушится, хотя цены падают. Авторынок явно болен, и даже снижение цен не помогает. Это значит, что бизнес зарабатывать перестает – ни производители, ни дилеры. Весь рынок в убытке, — уточнил Подщеколдин.
В РОАД констатировали наличие большого числа брендов в России, однако многие из них номинальны. Запчастей на эту продукцию практически не найти, а обслуживание будет неудовлетворительным. Продажи таких брендов застряли на уровне 100–200 единиц в год.
Дилерам грозит закрытие
По прогнозу РОАД, к 2025 году ожидает множество перемен для многих автодилеров. грозит закрытиеПримерно тридцати процентов фирм сталкиваются с серьёзными финансовыми проблемами и могут прекратить свою деятельность; за первое полугодие порядка двухсот центров уже закрылись.
Причин несколько:
- маленький объем рынка;
- высокие ставки по кредитам;
- скромная маржа;
- низкая покупательная способность населения.
Подщеколдин пояснил: нынешние скидки на автомобили покрываются за счет маржи и прибыли. Дилерская маржа составляет всего 5–7%, не более 10%. Большинство компаний продают машины с убытком. При прямой продаже автомобилей российского бренда компания теряет 20–30 тысяч рублей на каждом экземпляре, 70 тысяч — на китайском автомобиле. В каждой импортной машине сегодня примерно миллион рублей государственных сборов.
В ассоциации полагают, что нынешняя организация автомобильного рынка не даёт достаточного уровня прибыли ни производителям автомобилей, ни дилерам.
В России доступны автомобили 124 брендов, что почти втрое больше, чем в США (45). Большую часть такого товара, по мнению Подщеколдина, продать качественно невозможно. В США с рынком в 16 миллионов машин в год дилерских центров — 16 700, а в России — порядка 4 000. Средняя продажа одной марки у нас составляет 12 900 в год, в США — 355 500, что в 28 раз больше.
Что должно сделать государство
РОАД считает, что правительству стоит уделить внимание проблеме и принять меры по поддержке отрасли.
Глава ассоциации полагает, что изменение условий кредитования поможет поднять рынок до двух миллионов и выше.
Подщеколдин указал, что нормальный объем российского рынка авто составлял бы около трёх миллионов машин ежегодно. По расчётам, только такая величина сможет предотвратить ускоренное старение парка автомобилей в стране.
Требуется продавать по 3 миллиона автомобилей в год, чтобы возраст парка не увеличивался. В стране вместе с грузовиками около 55 миллионов автомобилей, 39 из них старше десяти лет. Если продажи будут меньше текущего уровня, то через пять лет 80% парка будет старше десяти лет, а половина — старше двадцати.
Производственные мощности позволяют выпускать весь заявленный объём продукции, включающий 100–200 тысяч грузовиков ежегодно.
Трудность заключается в… автокомпонентах.
Производитель фильтров зарабатывает три миллиона за два-три месяца. Что ему делать дальше? Не говоря уже о заводе свечей в Энгельсе, который может производить сто восемдесят миллионов, а сегодня работает на двадцать пять миллионов, и продать их не может. Зачем тогда создавать завод свечей? То же самое касается заводов по производству стекла и так далее. Китайский завод в Калуге способен работать на два-три миллиона штук, но выпускает лишь один. Нужно создать автомобильный рынок, на который можно производить автокомпоненты. И эта цель — минимум три миллиона автомобилей в год.
В РОАД указали, что российскому автопрому удалось достичь отметки в 3 миллиона автомобилей ещё в 2012 году, а в 1985 году в СССР производилось 2,2 миллиона автомобилей.
Для достижения цели Российская Ассоциация Автомобильных Должников (РОАД) рекомендовала государству установить для производителей автомобилей ясные правила, как это сделано в КНР.
- Устанавливать совместные предприятия на территории страны, где у каждой стороны будет 50% участия.
- Требовать от иностранных коллег поставки деталей и организацию складских комплексов.
- обеспечить обучением, литературой и поддержкой;
- Обеспечить возможность проведения диагностики на отечественных платформах.
- Обеспечить страховой покрытием ответственности производителя в случае выхода из строя продукции.
Если производитель покидает рынок, должен обеспечить уход и выплатить участникам средства. Такой объем правил отпугнет китайские концерны, заинтересованные лишь в продаже. Не больше десятка компаний сможет работать здесь. Сейчас никто не несёт ответственности за что-либо, — уточнил Подщеколдин.
Старье — в утиль
Для достижения приемлемых объемов продаж новой техники дилеры выступают за возрождение государственного проекта по выводу из обращения устаревшего транспорта.
По окончании срока службы государство должно поощрять сдаваемое в утилизацию старое автотранспортное средство благодаря программе утилизации, так как сборы с утильзаготовителей стабильно поступают, – отметил Подщеколдин.
Дилерский консорциум планирует сформулировать более точные заявления. Закон об обороте автомобилейДокумент, который, как ожидается, будет готов к концу июля, пока находится в стадии разработки. Готов только первый вариант текста. В документе планируется четко прописать весь жизненный цикл автомобиля — от производства до утилизации, а также законодательно закрепить ключевые понятия.
В законе планируют определить ключевые понятия: определение автомобиля, дилера, производителя и дистрибьютора. Также необходимо прописать требования к обслуживанию и срок эксплуатации машин.
Срок службы — это ключевой момент, который поможет внести новые правила для взаимодействия с гражданами.
- После окончания периода использования или срока службы машины, приблизительно равного 15 годам, установить более высокий транспортный налог.
- сделать дороже страховку;
- Ввести двукратный ежегодный техосмотр для автомобилей старше определённого возраста.
Дилеры уверены, что принятые меры уменьшат количество ДТП и повысят экологию.