
Овтов, юрист, сообщил о задержании автомобилей иностранного производства, поступающих через параллельный импорт.
через Белоруссию Из Европы. Владельцы таких вещей могут даже не подозревать о надвигающихся трудностях.
Суть проблемы
Житель России, предпочитающий не разглашать имени, заказал и получил 21 октября 2023 года автомобиль Mercedes-Benz GLC 220D 2019 года выпуска. Машину привезли из Швеции через Беларусь.
По словам юриста, интересным стало следующее. После покупки автомобиля российскими правоохранительными органами 25 декабря 2023 года машина была конфискована. Причиной послужило объявление о продаже: на сайте объявлений указан VIN-код транспортного средства. На момент конфискации автомобиль не был поставлен на российский учет.
Через VIN-код правоохранители установили, что машина находилась в международном розыске. В результате машину конфисковали, и она теперь находится на штрафстоянке. Владелец машины пытается оспорить арест в суде, но пока без успеха.
Действия
Автовладелец подал иск в Московский районный суд Нижнего Новгорода после того, как проблемный автомобиль оказался на штрафстоянке и было вынесено постановление об отказе от возбуждения уголовного дела. В иске утверждалось, что на момент приобретения автомобиля никаких запретов на него не существовало: машина не числилась в угоне ни в Интерполе, ни на международных сайтах, а в базе розыска она появилась лишь после того, как уже попала в Россию.
В иске о признании гражданина добросовестным приобретателем автомобиля, возврате транспортного средства и снятии с розыска ответчиком выступают представители МВД, белорусское ООО «Счет для всех», пригнанное автомобиль, и шведская лизинговая компания Nordea Finance Sverige АВ. Именно последняя стала инициатором конфискации: ей было подано заявление о хищении.
Юрист уточнил: во время процесса появился человек из шведской компании Nordea Finance, которую представляет гражданин России. Компания предоставила доверенность латвийской фирме, а та – гражданину, который представлял интересы шведов в данном случае.
Сначала представитель Nordea Finance утверждал, что автомобиль находится в лизинге и до выкупа принадлежит компании-лизингодателю. После изучения документов от шведской полиции через Интерпол выяснилось, что на момент продажи машина была кредитной. Об этом говорится в решении суда первой инстанции. Это меняет ситуацию с точки зрения российского законодательства.
Суд первой инстанции не удовлетворил иск автовладельцу, указав на то, что розыск машины, зарегистрированной в другом государстве, предполагает наличие другого владельца и иной регистрации.
Суд постановил договор купли-продажи действительным, так как его никто не оспаривал. Однако установлено, что машина числится в базе Интерпола, и потому россиянин не может считаться добросовестным приобретателем.
Позиции сторон
Представитель Nordea Finance сообщил, что 13 июня 2023 года компания заключила договор долгосрочной аренды с гражданином Швеции и уроженцем Грузии сроком на три года с 36 ежемесячными платежами. Из-за просрочки платежей договор был расторгнут 19 октября 2023 года, но автомобиль, документы и ключи не были возвращены законному владельцу. В результате Nordea Finance обратилась в шведскую полицию с заявлением о хищении автомобиля, после чего местная полиция возбудила уголовное дело.
Сделки купли-продажи автомобилей заключаются договорами, где продавец обязуется подтвердить отсутствие залоговых прав, споров, ограничений со стороны третьих лиц и других сделок, которые могут препятствовать покупателю распоряжаться автомобилем. Также подтверждается полная и надлежащая оформление машины для продажи.
Документ указывает, что по п. 2 ст. 179 ГК сделка признается недействительной, так как продавец не сообщил покупателю о обременении транспортного средства правами третьих лиц. Согласно п. 1 ст. 170 Гражданского кодекса и позиции компании Nordea Finance, была совершена мнимая сделка.
По мнению компании Nordea Finance, автомобиль создавался для рынка Швеции и можно было проверить его на обременение с помощью европейских сайтов. Проверка по российским базам, таким как avtocod.ru, не даёт полной информации, так как содержит лишь данные о машинах, уже зарегистрированных в России.
Судебное решение гласит, что к моменту сделки купли-продажи 21.10.2023 информация о залоге автомобиля отсутствовала в реестре уведомлений о залоге движимого имущества, а машина не находилась в розыске. В угоне автомобиль был внесён лишь с 05.12.2023. Истец всё равно не является добросовестным приобретателем. Суд также подчеркнул, что автомобиль покупался у компании Nordea Finance предыдущим собственником не в лизинг, а при помощи кредита. По решению суда собственник в соответствии с п. 1 ст. 102 ГК РФ может потребовать имущество у приобретателя. Суд ссылается на п. 39 постановления пленума Верховного суда от 2010 года, согласно которому собственник вправе вернуть свое имущество, если докажет факт его выбытия без своего согласия.
Массовость проблемы
Рассмотрение дела по покупке проблемного Mercedes-Benz продолжается. Покупатель подал апелляцию, утверждая, что это кредитный автомобиль, а не машина по лизингу. По российскому закону при покупке такого авто без учета его в реестре залогов можно отказаться от сделки. Юрист Овтов также подчеркнул, что Швеция входит в список недружественных стран и действует против законных интересов России.
Юрист Овтов сказал, что подобные истории частые. Посмотрим, что решит вторая инстанция. Возможно, в такой же ситуации окажутся другие покупатели автомобилей из Европы. Пока Национальное центральное бюро Интерпола исполняет любые поступающие документы.
Директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов считает, что схема приобретения автомобиля прежним владельцем – в кредит или лизинг – может стать ключевым моментом в этом судебном разбирательстве.
Если право собственности на автомобиль остаётся у продавца (лизинг), истцом может быть только залогодержатель (банк или кредитор). Если же покупатель владеет автомобилем в силу кредита, то истцом выступает залогодержатель. По мнению эксперта, привлечение кредитных средств не исключает возможности лизинга. Возможно, покупатель взял кредит у другого банка, а не у Nordea Finance.
Автомобильный юрист Лев Воропаев считает, что в этом деле нет ничего нового. Специалист говорит, что Верховный суд уже определился с позицией по подобным спорам.
Решением суда первой инстанции нарушена позиция Верховного суда: приобретатель автомобиля в России должен проверять его на предмет залога только в России. Остальные базы, такие как Интерпол, — дело бывшего владельца транспортного средства, а не покупателя. Суды с ранее отмененными решениями ВС также поддерживали такую же позицию, но высшая судебная инстанция признавала покупателя добросовестным, и ГИБДД регистрировала автомобиль на него.
Юрист Овтов указал на важное решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 августа 2023 года по делу № А83-10836/2022. Решением суда МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым обязали зарегистрировать транспортное средство Volkswagen Passat, находившееся в розыске Интерпола по инициативе украинской стороны.
В суде было отмечено, что охрана имущественных прав на автотранспортные средства, зарегистрированные в России, происходит по российскому законодательству.
Таким образом, спорный транспорт, находившийся при присоединении Крыма к России на территории региона и зарегистрированный в России, не принадлежит государству Украина и на него не распространяется правовой режим ограничений, указанный в спорном отказе.