Конфискация иностранных автомобилей из параллельного импорта в России

VozBox  » Новости »  Конфискация иностранных автомобилей из параллельного импорта в России

Юрист Овтов сообщил о задержании автомобилей, ввезенных через параллельный импорт.

Mercedes-Benz GLC 220D
(Фото: Mercedes-Benz)

через Белоруссию Из Европы. Владельцы таких [предметов] могут даже не подозревать о будущих сложностях.

Суть проблемы

Гражданин России, не пожелавший раскрывать имени, купил 21 октября 2023 года авто Mercedes-Benz GLC 220D 2019 года выпуска. Машина была доставлена из Швеции через Беларусь.

По словам юриста, после покупки машины клиентом российские правоохранительные органы 25 декабря 2023 года её конфисковали. Причиной послужило объявление о продаже: на сайте указан VIN-код транспортного средства. На момент конфискации автомобиль не был поставлен на российский учет.

По VIN-номеру правоохранительные органы установили, что машина находится в международном розыске. В результате произошло изъятие транспортного средства и отправка его на штрафстоянку. Проблемный автомобиль до сих пор там стоит, а владелец пытается оспорить арест через суд. Пока без успеха.

Действия

Автовладелец подал иск в Московский районный суд Нижнего Новгорода после того как проблемный автомобиль оказался на штрафстоянке и было вынесено постановление об отказе от возбуждения уголовного дела. В иске говорилось, что на момент приобретения автомобиля никаких запретов на него не было: машина не числилась в угоне ни в Интерполе, ни на международных сайтах, а в базе розыска появилась лишь после того как попала в Россию.

В качестве ответчиков по иску о признании гражданина добросовестным приобретателем автомобиля, о возврате автомобиля и о снятии его с розыска выступили представители МВД, белорусское ООО «Счет для всех», вернувшее автомобиль, и шведская лизинговая компания Nordea Finance Sverige АВ. Именно последняя стала инициатором конфискации автомобиля; ей было подано заявление о хищении.

Во время процесса появился человек от шведской компании Nordea Finance, представляемой россиянцем. Компания дала доверенность одной латвийской фирме, а та – гражданину, представлявшему интересы шведов.

Представитель Nordea Finance сначала заявил, что автомобиль является проблемным из-за лизинга, следовательно, до выкупа владелицей его являлась компания-лизингодатель. Но после изучения документов от шведской полиции через Интерпол оказалось, что на момент продажи машина была кредитной, о чем свидетельствует решение суда первой инстанции.

Суд первой инстанции отклонил иск автовладельца, пояснив, что розыск транспортного средства, зарегистрированного в другом государстве, предполагает наличие другого владельца и регистрацию в иной точке.

Суд признал договор купли-продажи действительным, так как возражений против него не последовало. Однако, поскольку автомобиль числится в базе Интерпола, гражданин России не может считаться добросовестным приобретателем.

Позиции сторон

13 июня 2023 года Nordea Finance заключила договор долгосрочной аренды с гражданином Швеции и уроженцем Грузии сроком на три года, предусматривающий 36 ежемесячных платежей. Из-за просрочки платежей договор был расторгнут 19 октября 2023 года, но автомобиль, документы и ключи от него не были возвращены законному собственнику. В результате Nordea Finance обратилась в шведскую полицию с заявлением о хищении автомобиля, после чего местная полиция возбудила уголовное дело.

Оформление купли-продажи автомобилей происходит посредством договоров, где продавец обязуется подтвердить отсутствие обременений транспортного средства: залогов, споров, прав третьих лиц и других сделок, ограничивающих право покупателя на распоряжение машиной. Также продавец гарантирует полную и надлежащую оформленность машины для реализации.

Документ также указывает на то, что ввиду п. 2 ст. 179 ГК сделка считается недействительной из-за обмана, поскольку продавец не проинформировал покупателя о том, что транспортное средство обременено правами третьих лиц. Согласно п. 1 ст. 170 Гражданского кодекса и позиции компании Nordea Finance сделка признана мнимой.

Nordea Finance считает, что автомобиль был изготовлен для шведского рынка и проверку на обременение можно было провести через европейские интернет-ресурсы. Проверка по российским базам типа avtocod.ru не гарантирует полноты данных, так как содержит лишь сведения о зарегистрированных в России машинах.

Решением суда установлено, что по состоянию на 21.10.2023 сведения о залоге транспортного средства отсутствовали в Реестре уведомлений о залоге движимого имущества и машина не находилась в розыске. Автомобиль был зарегистрирован как угнанный лишь с 05.12.2023. Суд признал истец не добросовестным приобретателем, поскольку автомобиль был куплен у компании Nordea Finance предыдущим собственником с использованием кредитных средств, а не в лизинг. В соответствии с решением суда владелец согласно п. 1 ст. 102 ГК РФ имеет право требовать имущество обратно от покупателя. Суд также ссылается на п. 39 постановления пленума Верховного суда от 2010 года, по которому владелец вправе истребовать свое имущество, если докажет факт его выбытия без своей воли.

Массовость проблемы

Разбирательство по приобретению проблемного Mercedes-Benz продолжается. Покупатель подал апелляционную жалобу, утверждая, что это кредитный, а не лизинговый автомобиль, что меняет ситуацию. Российское законодательство позволяет приобрести такой автомобиль без обременений при отсутствии записи в реестре залогов. Юрист Овтов также указал на то, что Швеция входит в список недружественных стран и действует против законных интересов России.

«Эти истории действительно многочисленны, — сказал юрист Овтов. — Увидим, что скажет вторая инстанция. В подобном положении могут оказаться ещё многие покупатели автомобилей из Европы. Пока наше Национальное центральное бюро Интерпола выполняет все поступающие документы».

По мнению Анатолия Семенова, главы Ассоциации параллельного импорта, решающим фактором дела станет схема покупки автомобиля прежним владельцем: кредитом или лизингом.

Если речь идет о залоге под кредит, когда право собственности остается у покупателя, в качестве истца может выступать только залогодержатель (банк или кредитор). По мнению специалиста, привлечение кредитных средств не исключает возможность лизинга. Возможно, покупатель взял кредит не у Nordea Finance, а у другого банка.

Автомобильный юрист Лев Воропаев посчитал, что в данном случае нет ничего нового. Специалист отметил, что Верховный суд ранее уже давал оценку подобным спорам.

Суд первой инстанции действует вопреки решениям Верховного суда: по его мнению, приобретатель автомобиля обязан проверять наличие залога на территории РФ. Остальные базы, в том числе Интерпол, – это ответственность бывшего собственника транспортного средства, а не покупателя. Ранее ВС отменял подобные решения судов, но признавал покупателей добросовестными. ГИБДД тогда регистрировала автомобиль за ними.


Фото: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM

Юрист Овтов обратил внимание на важное решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 августа 2023 года по делу № А83-10836/2022. Решением суда МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым было обязано зарегистрировать транспортное средство Volkswagen Passat, находившееся в розыске Интерпола по инициативе украинской стороны.

Защита имущественных прав на транспортные средства, зарегистрированные в России, выполняется по российскому законодательству.

Транспортное средство, находящееся на территории Крыма во время его присоединения к России и зарегистрированное в России, не принадлежит Украине, поэтому на него нельзя распространить правовые ограничения из спорного отказа.

Авторы
Теги