Когда необходимо переходить на зимние шины: сроки и температурный режим

VozBox  » Новости »  Когда необходимо переходить на зимние шины: сроки и температурный режим


Когда необходимо переходить на зимние шины, какие покрышки оптимальны для городской эксплуатации и для движения по трассе, предусмотрен ли штраф за использование неподходящих шин и требуется ли размещать табличку «Шипы» на стекле»

При замене летних шин на зимние ключевым фактором является устойчивое снижение среднесуточной температуры на протяжении пяти дней, пересекающее отметку +5 градусов Цельсия.

В этом материале:

Когда следует переходить на зимние шины

Роман Вильфанд, научный руководитель Гидрометцентра, советует переходить на зимнюю резину, когда среднесуточная температура опускается ниже нуля градусов. По мнению синоптика, это происходит, если максимальная дневная температура не поднимается выше 5 градусов Цельсия и сохраняется на этом уровне в течение пяти-семи дней. В таких погодных условиях ночные температуры неизменно становятся отрицательными.

Специалисты по подбору шин и автомобильные эксперты советуют учитывать температуру в семь градусов Цельсия, независимо от ночных заморозков. Причина этого не только вероятность возникновения гололеда, но и особенности состава резины: при температуре ниже указанной летние шины теряют гибкость и эффективность сцепления с дорогой, даже если она сухая, а при более высоких – ускоряется износ более мягких зимних покрышек.

По этой причине не следует ожидать устойчивых похолоданий: в первую очередь, ночью и утром существует значительная вероятность образования гололеда и выпадения снега, а во-вторых, в данный момент в сервисных центрах наблюдается небольшая загруженность.


При оценке необходимо принимать во внимание широкий спектр факторов, включая географическое положение, вид транспортного средства, условия его использования, деятельность коммунальных служб в городе и другие аспекты. Например, автомобильный эксперт и специалист по тюнингу Юрий Пархоменко считает, что в российских условиях зимой нецелесообразно выбирать универсальные шины.

«С юридической точки зрения эти шины будут соответствовать установленным требованиям, однако их использование может быть небезопасным. Если есть возможность установить шипованные шины, обладающие лучшими характеристиками, рекомендуется отдать предпочтение им. Такая рекомендация обусловлена тем, что зимние условия в России характеризуются непредсказуемостью. Зимы могут быть малоснежными, а могут быть суровыми, с обильными ледяными дождями. По мнению эксперта, «липучки» на чистом льду могут демонстрировать непредсказуемое поведение.


По его словам, при эксплуатации автомобиля в условиях зимних снегопадов оптимальным выбором будет зимняя резина.

«Эксперт подчеркнул, что каждый показатель тормозного пути имеет большое значение. В зимний период необходимо аккуратно выбирать манеру вождения: избегать резких торможений и ускорений, совершать плавные въезды в повороты.

👉 Водителям рассказали, какие шины выбрать: шипованные или «липучки

Какие зимние шины следует рассмотреть

Знак, соответствующий требованиям Техрегламента Таможенного союза для зимних шин, представляет собой изображение горной вершины с тремя пиками, внутри которой находится снежинка, а также обозначения М+S, M&S либо M S. В отличие от летних шин, зимние характеризуются более глубоким протектором с выраженными грунтозацепами и большим количеством ламелей, обеспечивающих сцепление с ледяной поверхностью.

В документе также определена допустимая степень износа для зимних шин: глубина протектора должна составлять не менее 4 мм, что соответствует стандартам, принятым в большинстве европейских стран. Помимо этого, устанавливаются ограничения по количеству шипов для шипованной резины: предельное количество шипов на метр протектора не должно превышать 60 штук, а превышение этого значения допустимо только при условии прохождения специальных испытаний, подтверждающих минимальное воздействие на дорожное покрытие.

Существует ли ограничение на эксплуатацию автомобильных шин, не соответствующих текущему времени года

С 1 января 2015 года использование сезонной резины регулируется Техническим регламентом Таможенного союза. Данный документ устанавливает необходимость применения зимних шин с декабря по февраль, а также запрещает использование шипованных шин в летние месяцы – с июня по август. При этом, каждый регион имеет право самостоятельно изменять указанные сроки.

Штраф за летнюю резину зимой

В настоящее время в России отсутствует законодательное закрепление ответственности за несоблюдение требований Техрегламента. Несмотря на то, что чиновниками рассматривались проекты законов, предусматривающие штрафы от 2 до 10 тыс. рублей, соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ пока не внесены. Формально использование несоответствующих шин может быть отнесено к категории «прочих нарушений» с последующим штрафом в 500 рублей, однако на практике такое наказание за некорректный выбор шин в России не применяется.

👉 Необходимо убедиться в исправности автомобильных шин, так как за их состояние предусмотрены штрафы (определение категорий водителей, подверженных риску)

Где использовать «шиповку», а где «липучки»

Шипованные шины, как правило, издают больше шума, в особенности на асфальте с твердым покрытием, однако современные европейские модели с ограниченным количеством шипов демонстрируют значительно более комфортную езду. В то же время, наиболее эффективные нешипованные шины по показателям сцепления на льду уже не уступают качественным «шиповкам». Кроме того, вопреки распространенному заблуждению, на сухом или влажном асфальте зимние шипованные шины не демонстрируют худших рабочих характеристик по сравнению с нешипованными, а утверждение о том, что металлические шипы теряют сцепление с асфальтом, является лишь мифом.

В областях с холодным климатом и обильными снегопадами, где дороги нередко бывают обледенелые, оптимальным выбором будут шипованные шины. Водителям, которые в основном передвигаются по укатанному снегу и мокрому асфальту, рекомендуется выбирать нешипованную резину («липучки»). Для жителей центральных регионов страны существует такое простое правило: в крупных городах, где дороги посыпают антигололедными средствами, можно использовать фрикционные шины («липучки»), а на загородных трассах лучше установить «шиповку».

Знак «Шипы»: есть ли штраф

Формально требование о наличии знака «Шипы» действовало всегда, но штрафа не существовало. В 2017 году штраф был введен, а автомобилисты столкнулись с дефицитом наклеек в магазинах и придирками со стороны сотрудников ГАИ. Однако уже тогда стало ясно: требование об использовании знака не соответствует реалиям времени и должно быть отменено. Представители МВД обещали не наказывать автовладельцев, но на практике 500-рублевые штрафы все-таки выписывались.

👉 Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) выразила возражение против возобновления использования знака «Шипы» на транспортных средствах

Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост премьер-министра России, по предложению ГАИ инициировал изменения в ПДД, которые отменили требование для водителей наклеивать на автомобили со специальными шинами знак «Шипы». В настоящее время его использование не является обязательным и имеет лишь рекомендательный характер.

Куда нельзя ездить на шипах

В большинстве стран России и стран СНГ использование шипованных шин не запрещено, однако при пересечении границы Европы могут возникнуть сложности. Категоричный запрет на «шиповки» действует в Болгарии, Боснии и Герцеговине, Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Македонии, Нидерландах, Польше, Португалии, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Черногории и Чехии.

В большинстве стран, за исключением Ирландии и Нидерландов, вместо шипованной резины рекомендуется использовать цепи противоскольжения. Однако это актуально лишь при конкретных погодных условиях и с соблюдением ограничения скорости, обычно не превышающего 50 км/ч.

Стоит ли брать Run Flat

Технология Run Flat дает возможность продолжать движение на шине даже после прокола. Эти шины имеют усиленные боковины, которые способны выдерживать нагрузку при потере давления в колесе. На шинах с технологией Run Flat, в случае прокола, можно преодолеть расстояние около ста километров, при этом скорость не должна превышать 80 км/ч. Также они позволяют исключить необходимость размещения запаски в багажном отсеке. Стоимость таких шин значительно выше, и зачастую они устанавливаются на автомобили премиального класса.

В ассортименте многих производителей представлены шины, устойчивые к проколам, однако технология может иметь различные названия: Run-Flat, RunOnFlat или SSR (Self-Supporting Runflat). Ремонт шин Run Flat затруднен и требует от специалиста высокой квалификации. В большинстве ситуаций после значительного повреждения они оказываются не подлежащими восстановлению и нуждаются в замене.

👉 В нашей стране рассматривается возможность ужесточения требований к применению шипованной резины

Стоит ли бояться шин российского производства

Значительная доля шин иностранных брендов, реализуемых в России, производится на отечественных предприятиях и уже давно локализована. Покрышки нестандартных размеров или недавно появившиеся на международном рынке не подлежат локализации.

Производство шин предполагает наличие полноценных заводов, соответствующих всем фирменным стандартам и обеспечивающих строгий контроль качества. Шины, изготовленные в России, нередко экспортируются, поскольку себестоимость производства в России ниже. В отношении импортных шин производители обычно поддерживают цены на уровне с шинами, произведенными внутри страны.

Денис Парфенов