
Специалисты объяснили причины, по которым замену масла в автоматической трансмиссии не стоит проводить по указаниям автосалонов.
Современных «автоматов» принято считать не требующими обслуживания. Впрочем, ресурс такого оборудования можно значительно продлить, осуществляя своевременную замену масла.

Некоторые производители автомобилей утверждают, что масло ATF в коробке передач вечное, однако на практике это не так.
Когда меняют масло в АКПП
Производитель устанавливает периодичность замены масла в автоматической коробке передач. Новые агрегаты считаются полностью необслуживаемыми — масло заливается в них один раз на заводе. Тем не менее, иногда жидкость в них все же нужно менять. Периодичность замены трансмиссионного масла в старых автомобилях прописана в регламенте технического обслуживания. Не стоит игнорировать рекомендации производителя.
Масло в автоматической коробке передач устаревших моделей рекомендуется менять каждые 30-60 тысяч километров пробега. Эта процедура столь же важна, как замена масла в двигателе. В подобных коробках управление осуществляется исключительно гидродинамическим способом: масло охлаждает, смазывает детали трансмиссии и управляет переключениями передач. От чистоты и качества масла зависит работоспособность устройства.
Более новые автоматические трансмиссии лучше адаптируются к старению масла по сравнению со старыми моделями. Производители перешли от чисто гидравлических систем к электронно-управляемым, но масло в таких трансмиссиях эффективно выполняет свои функции только при определенной вязкости и правильных смазывающих свойствах.
Независимо от того, оснащена ли ваша машина «автоматом» последней модели, замена масла в нём не должна происходить реже, чем каждые 80–90 тыс. км пробега. При интенсивной эксплуатации интервал можно сократить вдвое: при буксировке прицепа, передвижении по бездорожью или в горной местности.
Менять масло в АКП нужно, когда:
- Наступает срок, указанный в документации по обслуживанию.
- Автомобиль с автоматической коробкой передач был куплен б/у, но неизвестно, когда менялось масло в трансмиссии или какое оно по качеству.
- Появились рывки во время движения.
- Транспортное средство не реагирует на управление в прямом и обратном направлении.
- Трансмиссия не переключается с режимов P или N.
Некоторые признаки указывают на недостаточное количество жидкости или ее ненадлежащее качество.

Как проверить уровень масла в АКПП
Уровень масла в автоматической коробке передач критичен для её нормальной работы: большинство поломок связаны с недостатком или избытком жидкости. Чтобы избежать проблем, специалисты советуют проверять уровень на каждом ТО. Но в некоторых случаях контрольный щуп отсутствует, поэтому алгоритм действий меняется.
Без щупа
Если у вас нет контрольного щупа, значит, ваша коробка передач не обслуживается самостоятельно. Проверить уровень масла в ней возможно только обратившись в специализированный автосервис.
Можно произвести замер уровня масла своими руками. Для этого необходимо:
- Прогреть масло, проехав 15–20 км.
- Установить машину на эстакаду или смотровую яму.
- Переведите селектор в положение Р, когда двигатель запущен, предварительно установив его в другие режимы.
- Снять заглушку сливного отверстия, когда двигатель работает.
- Недостаток жидкости исключает выход её наружу. Присутствие эмульсии сопровождается кратковременным потоком равномерной струи.
Для определения уровня масла в коробках передач BMW, Volkswagen и Audi с автоматом нужно поднять машину на эстакаде и осмотреть через смотровое стекло.
Со щупом
С помощью коробок, имеющих щуп, водитель может самостоятельно проверить уровень масла. Для этого необходимо выполнить следующий алгоритм:
- Открыть капот автомобиля.
- Найти положение, обращённое к движению автомобиля.
- Найдите ручку ярких цветов, которая ближе к перегородке моторного отделения. Иногда щуп находится рядом с щупом двигателя. Щуп моторного масла обычно желтого цвета, а щуп масла коробки – красного.
- Извлечь щуп, протереть его, вставить обратно и снова извлечь. На нём две риска с надписями «COLD» и «HOT». Первая соответствует уровню холодной жидкости, вторая — горячей. Специалисты советуют проверять уровень масла на нагретом агрегате — этот способ точнее.
Когда уровень масла больше нормы, излишки нужно слить, а при недостатке – доливать.

Проверка уровня масла может различаться для разных моделей и производителей. Инструкцию по эксплуатации стоит изучить для получения точной методики. Так, например, масло в коробках Mazda, Mitsubishi, Jeep, Hyundai, некоторых Volkswagen и Audi проверяется только при переключении на позицию N, а в автомобилях Honda — с выключенным двигателем.
Какое масло лить в АКПП
В автоматических коробках передач функционирует специальная жидкость ATF, называемая в быту маслом. На самом деле аббревиатура расшифровывается как Automatic Transmission Fluid, что в переводе означает «жидкость для автоматических трансмиссий».
По классификации эта жидкость относится к трансмиссионным маслам, но выполняет не только функцию смазки. Она ещё и рабочая жидкость гидротрансформатора — с её помощью мощность двигателя передаётся к трансмиссии. Свойства жидкости ATF оказывают огромное влияние на эффективность работы автоматической коробки передач.
При выборе жидкости ATF главным ориентиром является инструкция изготовителя. Оптимальный вариант — оригинальное масло. Можно применять и не оригинальные заменили, соответствующие предъявляемым спецификациям.
Избегайте использования дешёвых неоригинальных масел.
Такие жидкости могут иметь невысокое качество и навредить деталям трансмиссии. В случае с необслуживаемыми коробками современных моделей практически невозможно обойтись без оригинальной ATF.
Полная замена масла в АКП
Два метода замены масла в АКП — полная замена и частичная, каждый с собственными достоинствами и недостатками.
Полная замена масла предполагает использование специального оборудования, выталкивающего старое масло под давлением.
При полной замене жидкости ATF возможно отслоение отложений с внутренних поверхностей коробки передач, что чревато засорением соленоидов и гидроблока, а также последующим ремонтом трансмиссии.
Аппаратную замену осуществляют, если:
- Коробке передач залили неправильную жидкость.
- Осуществлялся капитальный ремонт АКП.
- Меняют масло в исправном механизме переключения передач, имеющем небольшой пробег (менее 100 тысяч километров), если нет угрозы загрязнения агрегата отложениями.

Замена масла приносит очевидные плюсы: после её проведения машину можно эксплуатировать ещё минимум 30–60 тысяч километров. Минусы тоже видны: аппаратная замена жидкости ATF возможна только на не изношенных агрегатах. Вот почему автосервисы с владельцами машин большого пробега получают расписку о предупреждении о возможных негативных последствиях.
Частичная замена масла в АКПП
При частичном замене масло удаляется, а вместо него добавляют свежее. Полностью заменить жидкость таким способом не получится – остатки старого состава смешаются с новым. Частичную замену проводят:
- В случае замены масла в автоматической коробке передач при её исправном состоянии.
- При ремонте КПП, имеющей неопределённую историю эксплуатации и пройденный пробег свыше 100 тысяч километров.
При частичной замене масла откручивают поддон и сливают весь доступный объем жидкости, не прибегая к выжиманию. Удаётся слить около половины общего объёма. Заменяют также фильтрующий элемент.
Каждый метод эффективен в определённых случаях. Определить лучший вариант затруднительно. Неполная замена жидкости предпочтительнее полной, но требует сокращения межсервисного интервала вдвое.
Основные моменты: замена масла в автоматической коробке передач.
- Когда менять масло в АКПП?
- По регламенту производителя (обычно 30–90 тыс. км).
- Для «необслуживаемых» коробок — не реже 80–90 тыс. км (или чаще при тяжелых условиях).
- Признаки необходимости замены:
- Рывки при переключении передач.
- Проблемы с движением (не включается D/R).
- Приобретение подержанного автомобиля с неопределенным пробегом технического обслуживания.
- Как проверить уровень масла?
- Со щупом:
- Прогреть коробку (поездка 15–20 км).
- Проверить уровень на горячую (между метками HOT/COLD).
- Без щупа:
- Лишь посредством сервиса либо аварийной заглушки на автобане.
- Для определённых моделей (BMW, Volkswagen) — через окошко для осмотра.
- Со щупом:
- Какое масло заливать?
- Только спецификацию ATF, указанную производителем.
- Оригинальные жидкости предпочтительнее.
- Недорогие аналоги способны навредить корпусу.
- Полная замена (аппаратная)
- Когда:
- После ремонта АКПП.
- При заливке неподходящего масла.
- Для машин с пробегом до 100 тыс. км.
- Плюсы: почти 100% замена жидкости.
- МинусыВозможна засоренность соленоидов на изношенных коробках передач.
- Когда:
- Частичная замена
- Когда:
- Плановая замена.
- Для авто с пробегом свыше 100 тыс. км.
- Плюсы: безопаснее для старых коробок.
- Минусы: заменяется только ~50% масла (требуется чаще менять).
- Когда:
- Важно:
- После замены сбросьте адаптации АКПП (через диагностику).
- В условиях интенсивной работы (например, буксировка или поездка по бездорожью), уменьшайте частоту замены в 2 раза.
Авторы
Теги