Когда необходим замену масла в автоматической трансмиссии

VozBox  » Новости »  Когда необходим замену масла в автоматической трансмиссии

Специалисты объяснили причины, по которым замену масла в автоматической трансмиссии не стоит проводить по указаниям автосалонов.
Современных «автоматов» принято считать не требующими обслуживания. Впрочем, ресурс такого оборудования можно значительно продлить, осуществляя своевременную замену масла.


Фото: Shutterstock

Некоторые производители автомобилей утверждают, что масло ATF в коробке передач вечное, однако на практике это не так.

Когда меняют масло в АКПП

Производитель устанавливает периодичность замены масла в автоматической коробке передач. Новые агрегаты считаются полностью необслуживаемыми — масло заливается в них один раз на заводе. Тем не менее, иногда жидкость в них все же нужно менять. Периодичность замены трансмиссионного масла в старых автомобилях прописана в регламенте технического обслуживания. Не стоит игнорировать рекомендации производителя.

Масло в автоматической коробке передач устаревших моделей рекомендуется менять каждые 30-60 тысяч километров пробега. Эта процедура столь же важна, как замена масла в двигателе. В подобных коробках управление осуществляется исключительно гидродинамическим способом: масло охлаждает, смазывает детали трансмиссии и управляет переключениями передач. От чистоты и качества масла зависит работоспособность устройства.

Более новые автоматические трансмиссии лучше адаптируются к старению масла по сравнению со старыми моделями. Производители перешли от чисто гидравлических систем к электронно-управляемым, но масло в таких трансмиссиях эффективно выполняет свои функции только при определенной вязкости и правильных смазывающих свойствах.

Независимо от того, оснащена ли ваша машина «автоматом» последней модели, замена масла в нём не должна происходить реже, чем каждые 80–90 тыс. км пробега. При интенсивной эксплуатации интервал можно сократить вдвое: при буксировке прицепа, передвижении по бездорожью или в горной местности.

Менять масло в АКП нужно, когда:

  • Наступает срок, указанный в документации по обслуживанию.
  • Автомобиль с автоматической коробкой передач был куплен б/у, но неизвестно, когда менялось масло в трансмиссии или какое оно по качеству.
  • Появились рывки во время движения.
  • Транспортное средство не реагирует на управление в прямом и обратном направлении.
  • Трансмиссия не переключается с режимов P или N.

Некоторые признаки указывают на недостаточное количество жидкости или ее ненадлежащее качество.


Фото: Shutterstock

Как проверить уровень масла в АКПП

Уровень масла в автоматической коробке передач критичен для её нормальной работы: большинство поломок связаны с недостатком или избытком жидкости. Чтобы избежать проблем, специалисты советуют проверять уровень на каждом ТО. Но в некоторых случаях контрольный щуп отсутствует, поэтому алгоритм действий меняется.

Без щупа

Если у вас нет контрольного щупа, значит, ваша коробка передач не обслуживается самостоятельно. Проверить уровень масла в ней возможно только обратившись в специализированный автосервис.

Можно произвести замер уровня масла своими руками. Для этого необходимо:

  • Прогреть масло, проехав 15–20 км.
  • Установить машину на эстакаду или смотровую яму.
  • Переведите селектор в положение Р, когда двигатель запущен, предварительно установив его в другие режимы.
  • Снять заглушку сливного отверстия, когда двигатель работает.
  • Недостаток жидкости исключает выход её наружу. Присутствие эмульсии сопровождается кратковременным потоком равномерной струи.

Для определения уровня масла в коробках передач BMW, Volkswagen и Audi с автоматом нужно поднять машину на эстакаде и осмотреть через смотровое стекло.

Со щупом

С помощью коробок, имеющих щуп, водитель может самостоятельно проверить уровень масла. Для этого необходимо выполнить следующий алгоритм:

  • Открыть капот автомобиля.
  • Найти положение, обращённое к движению автомобиля.
  • Найдите ручку ярких цветов, которая ближе к перегородке моторного отделения. Иногда щуп находится рядом с щупом двигателя. Щуп моторного масла обычно желтого цвета, а щуп масла коробки – красного.
  • Извлечь щуп, протереть его, вставить обратно и снова извлечь. На нём две риска с надписями «COLD» и «HOT». Первая соответствует уровню холодной жидкости, вторая — горячей. Специалисты советуют проверять уровень масла на нагретом агрегате — этот способ точнее.

Когда уровень масла больше нормы, излишки нужно слить, а при недостатке – доливать.


Фото: drive2.ru / evgeniy93

Проверка уровня масла может различаться для разных моделей и производителей. Инструкцию по эксплуатации стоит изучить для получения точной методики. Так, например, масло в коробках Mazda, Mitsubishi, Jeep, Hyundai, некоторых Volkswagen и Audi проверяется только при переключении на позицию N, а в автомобилях Honda — с выключенным двигателем.

Какое масло лить в АКПП

В автоматических коробках передач функционирует специальная жидкость ATF, называемая в быту маслом. На самом деле аббревиатура расшифровывается как Automatic Transmission Fluid, что в переводе означает «жидкость для автоматических трансмиссий».

По классификации эта жидкость относится к трансмиссионным маслам, но выполняет не только функцию смазки. Она ещё и рабочая жидкость гидротрансформатора — с её помощью мощность двигателя передаётся к трансмиссии. Свойства жидкости ATF оказывают огромное влияние на эффективность работы автоматической коробки передач.

При выборе жидкости ATF главным ориентиром является инструкция изготовителя. Оптимальный вариант — оригинальное масло. Можно применять и не оригинальные заменили, соответствующие предъявляемым спецификациям.

Избегайте использования дешёвых неоригинальных масел.
Такие жидкости могут иметь невысокое качество и навредить деталям трансмиссии. В случае с необслуживаемыми коробками современных моделей практически невозможно обойтись без оригинальной ATF.

Полная замена масла в АКП

Два метода замены масла в АКП — полная замена и частичная, каждый с собственными достоинствами и недостатками.

Полная замена масла предполагает использование специального оборудования, выталкивающего старое масло под давлением.
При полной замене жидкости ATF возможно отслоение отложений с внутренних поверхностей коробки передач, что чревато засорением соленоидов и гидроблока, а также последующим ремонтом трансмиссии.

Аппаратную замену осуществляют, если:

  • Коробке передач залили неправильную жидкость.
  • Осуществлялся капитальный ремонт АКП.
  • Меняют масло в исправном механизме переключения передач, имеющем небольшой пробег (менее 100 тысяч километров), если нет угрозы загрязнения агрегата отложениями.


Фото: Shutterstock

Замена масла приносит очевидные плюсы: после её проведения машину можно эксплуатировать ещё минимум 30–60 тысяч километров. Минусы тоже видны: аппаратная замена жидкости ATF возможна только на не изношенных агрегатах. Вот почему автосервисы с владельцами машин большого пробега получают расписку о предупреждении о возможных негативных последствиях.

Частичная замена масла в АКПП

При частичном замене масло удаляется, а вместо него добавляют свежее. Полностью заменить жидкость таким способом не получится – остатки старого состава смешаются с новым. Частичную замену проводят:

  • В случае замены масла в автоматической коробке передач при её исправном состоянии.
  • При ремонте КПП, имеющей неопределённую историю эксплуатации и пройденный пробег свыше 100 тысяч километров.

При частичной замене масла откручивают поддон и сливают весь доступный объем жидкости, не прибегая к выжиманию. Удаётся слить около половины общего объёма. Заменяют также фильтрующий элемент.

Каждый метод эффективен в определённых случаях. Определить лучший вариант затруднительно. Неполная замена жидкости предпочтительнее полной, но требует сокращения межсервисного интервала вдвое.

Основные моменты: замена масла в автоматической коробке передач.

  • Когда менять масло в АКПП?
    • По регламенту производителя (обычно 30–90 тыс. км).
    • Для «необслуживаемых» коробок — не реже 80–90 тыс. км (или чаще при тяжелых условиях).
    • Признаки необходимости замены:
      • Рывки при переключении передач.
      • Проблемы с движением (не включается D/R).
      • Приобретение подержанного автомобиля с неопределенным пробегом технического обслуживания.
  • Как проверить уровень масла?
    • Со щупом:
      • Прогреть коробку (поездка 15–20 км).
      • Проверить уровень на горячую (между метками HOT/COLD).
    • Без щупа:
      • Лишь посредством сервиса либо аварийной заглушки на автобане.
      • Для определённых моделей (BMW, Volkswagen) — через окошко для осмотра.
  • Какое масло заливать?
    • Только спецификацию ATF, указанную производителем.
    • Оригинальные жидкости предпочтительнее.
    • Недорогие аналоги способны навредить корпусу.
  • Полная замена (аппаратная)
    • Когда:
      • После ремонта АКПП.
      • При заливке неподходящего масла.
      • Для машин с пробегом до 100 тыс. км.
    • Плюсы: почти 100% замена жидкости.
    • МинусыВозможна засоренность соленоидов на изношенных коробках передач.
  • Частичная замена
    • Когда:
      • Плановая замена.
      • Для авто с пробегом свыше 100 тыс. км.
    • Плюсы: безопаснее для старых коробок.
    • Минусы: заменяется только ~50% масла (требуется чаще менять).
  • Важно:
    • После замены сбросьте адаптации АКПП (через диагностику).
    • В условиях интенсивной работы (например, буксировка или поездка по бездорожью), уменьшайте частоту замены в 2 раза.

Авторы
Теги