По мнению эксперта Жигалова, снижение стоимости автомобилей маловероятно
На заседании, состоявшемся 12 сентября, Банк России принял решение о снижении
Центральный банк последовательно снижает ключевую ставку. В начале июня она была уменьшена с 21% до 20% годовых, а в конце июля произошла немедленная корректировка на 200 базисных пунктов, что привело к ее снижению до 18%.
Реакция экспертов
«50–60% машин продается в кредит. Повышение стоимости кредитов приводит к снижению спроса на автомобили. Объем автокредитования уменьшился приблизительно вдвое. До восстановления рынка, согласно результатам августа, еще предстоит пройти значительный путь. Особенно учитывая, что за январь–август наблюдается спад рынка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение ставки является позитивным фактором, однако важно учитывать, что процентная ставка около 15% – это тот уровень, при котором предприниматель может продолжать деятельность и получать прибыль. Более высокие значения оказываются деструктивными для любого бизнеса, в частности, для автобизнеса, – отметили в пресс-службе ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин охарактеризовал уменьшение ключевой ставки как значительный шаг».
«Это поможет уменьшить долговую нагрузку для людей, планирующих приобрести автомобиль в кредит. В то же время, многие граждане ощутят снижение процентных ставок по вкладам и столкнутся с необходимостью уплаты подоходного налога с этой прибыли, особенно если она будет существенной», — добавил он.
Александр Николаенко, глава комитета по автолизингу и спецтехнике Объединенной лизинговой ассоциации, полагает, что предпринятые ранее меры со стороны ЦБ оказали влияние, однако оно остается пока не существенным.
«Наблюдается небольшой рост, обусловленный отложенным спросом, на который клиенты уже начали реагировать. Это стало заметно с августа, а август и начало сентября ознаменовались повышенной активностью, несмотря на летний период. Клиенты проявили заинтересованность, их активность возросла, и число заключаемых сделок начало увеличиваться. В особенности это касается компаний с договорами лизинга, предусматривающими плавающую ставку. По мнению эксперта, клиенты рассчитывают на дальнейшее снижение процентных ставок и заключают договоры на плавающих условиях.
По мнению Евгения Кочурова, финансового директора «Интерлизинга», даже ранее действовавшая ключевая ставка в размере 18% начала оказывать благотворное воздействие на автомобильный рынок.
«Автодилеры полагают, что уменьшение ключевой ставки может привести к увеличению ежемесячного объема продаж новых автомобилей до 105–110 тыс. Тем не менее, этот эффект пока не ощущается в полной мере: ожидается, что удешевление автокредитов и повышение кредитной активности произойдут через 3–4 месяца после изменения ставки, — подчеркнул эксперт.
По словам финансового директора ПЭК Романа Ромашевского, в ряде крупных организаций наблюдается снижение ставок лизинга для техники и складского оборудования.
«В качестве примера, он отметил, что если в первой половине 2025 года средняя лизинговая ставка по грузовикам на 6–7% превышала ключевую ставку, то в последних полученных нами коммерческих предложениях это превышение составляет всего 2,5.
По словам президента Союза автомобильных дилеров (САД) Вячеслава Жигалова, уже после первого уменьшения ключевой ставки в июне на один процентный пункт производители начали активно работать над восстановлением активности на рынке. К концу июня средняя процентная ставка по кредитам на новые автомобили, с учетом предоставляемых субсидий, снизилась ниже 10%, что можно было считать положительным показателем даже при стабильной экономической ситуации. Таким образом, отставание от рынка достигло пятнадцати процентных пунктов. Вячеслав Жигалов назвал уменьшение «ключа» на сто базисных пунктов обоснованным решением.
«По данным, население накопило на депозитах свыше 61 триллиона рублей, что сопоставимо с годовым объемом розничной торговли в стране. Всего 10% от этой суммы способны вдвое увеличить потребительский спрос. При этом, учитывая его неравномерность, товары длительного пользования, такие как автомобили, могут столкнуться с дефицитом, поскольку наращивание производства в ответ на рост спроса затруднено. Особенно это актуально в связи с планируемым повышением утилизационного сбора, которое вступит в силу с наступлением Нового года, отметил руководитель САД.
По мнению Александра Корнева, руководителя управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг», еще в августе крупные банки ужесточили условия по вкладам: годовые ставки по депозитам сейчас предлагаются на уровне 13% и ниже, что на 6–7 процентных пунктов меньше, чем в начале лета. Это побудило многих клиентов прекратить этап накопления и принять решение о приобретении дорогостоящих активов. Лизинговые компании, в связи с активизацией рынка, также начали корректировать свои подходы к управлению рисками, постепенно уменьшая минимальные первоначальные взносы и стоимость финансирования, добавил эксперт.
Уменьшение процентной ставки оказывает благоприятное воздействие и на автомобильную отрасль ремонта.
«До повышения процентных ставок клиенты автосервисов широко использовали рассрочки и кредиты для оплаты дорогостоящих ремонтов. Однако после октября 2024 года эта возможность стала недоступна. В результате возник отложенный спрос: владельцы автомобилей, не располагающие необходимой суммой для ремонта, отложили его проведение на более благоприятный период. В настоящее время мы прогнозируем постепенное увеличение числа клиентов, которые вновь обратятся за услугами по ремонту автомобилей, — отметила директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова.
Какая ставка встряхнет автобизнес
«По мнению Александра Николаенко, руководителя комитета по автолизингу и спецтехнике Объединенной лизинговой ассоциации, снижение ключевой ставки ниже 14% приведет к удовлетворению накопившегося за последний год спроса. Он считает, что любые значения, меньшие 14%, способствуют восстановлению рынка.
По мнению финансового директора «Интерлизинга» Кочурова, для стимулирования спроса на автомобили целесообразно установить значение «ключа» на уровне, не превышающем 15.
«По словам источника, при условии стабилизации инфляции и благоприятной бюджетной политике, ставка может опуститься до 14–15% к концу года. Тем не менее, существенного увеличения спроса сразу после этого не прогнозируется, ожидается постепенный рост.
«По мнению президента САД Вячеслава Жигалова, ключевая ставка, при которой возможно начало перевода средств с депозитов на потребительские расходы, составляет примерно 14%. При этом он подчеркнул, что слишком быстрый переход к этому уровню, как и любые другие подобные действия со стороны регулятора, негативны. Экономика нуждается в предсказуемости.
Машины будут дорожать
Несмотря на то, что некоторые жители России рассчитывали на снижение цен на автомобили после уменьшения ключевой ставки, этого не произойдет, так как этот шаг сопровождается девальвацией рубля.
«Жигалов подтвердил, что снижение цен маловероятно.
«По словам собеседника, для поддержки развития отрасли экономические власти, скорее всего, прибегнут к привычным методам: постоянная «временная» мера поддержки спроса через бюджетные субсидии на кредиты, очередное увеличение «утилизационного сбора» и, возможно, отмена льготы при ввозе товаров для личного пользования (этот шаг следовало предпринять раньше). Однако вопрос о невысокой конкурентоспособности и промышленной инфляции до сих пор не находит должного внимания.
По мнению Александра Корнева, существенного снижения цен на автомобили в сложившейся обстановке ожидать не стоит. Небольшое уменьшение ключевой ставки лишь незначительно активизирует спрос, а потенциальные покупатели, которые откладывали покупку, всё же решатся на приобретение.
«Улучшение условий финансирования не остановило сокращение поставок автомобилей импортёрами за 2024 год, и новые машины завозятся по обновлённым курсам. Запасы автомобилей 2024 года выпуска у официальных дилеров значительно уменьшились. В июне они составляли 62% от общего объема продаж, в июле – 54%, а в августе – менее 30%. Разумеется, новые автомобили 2025 года выпуска не предлагают столь значительные скидки. Кроме того, ожидается очередное повышение утилизационного сбора. Таким образом, доступные ставки привлекут в отрасль новых покупателей, однако вместе с ростом спроса вырастут и цены, — отметил эксперт.
«По словам эксперта Николаенко, крупные финансисты, включая Грефа и представителей правительства, а также других структур, определяющих курс, считают, что текущий курс должен находиться в диапазоне 95–100 рублей, и эта тенденция будет реализована.
На что влияет ключевая ставка
Ключевая ставка, определяемая регулятором, служит основой для формирования стоимости автокредитов, которые сегодня необходимы большинству россиян при покупке автомобиля. Повышение данного показателя приводит к удорожанию средств, привлекаемых банками, и, как следствие, увеличивает процентные ставки для клиентов.
В октябре 2024 года в России был зафиксирован рекордный уровень ключевой ставки – 21%. В настоящее время наблюдается ее постепенное снижение.
По словам директора по маркетингу онлайн-площадки Emex Илариона Демчикова, процентные ставки по автокредитам остаются на уровне ключевой ставки, увеличенной на 5 процентных пунктов.
«По словам эксперта, уменьшение ключевой ставки способствует оживлению экономики, делает кредиты более доступными и увеличивает возможности населения для покупок.
Центральный банк запланировал следующее заседание, посвященное ключевой ставке, на 12 октября 2025 года.