
Всё чаще автомобили комплектуются климат-контролем. В его состав входит обычное кондиционирование воздуха, но есть и значительные отличия. Рассмотрим, в чём они заключаются.

Такая система контролирует влажность, температуру, интенсивность солнечного излучения, количество углекислого газа в кабине и другие параметры. Климат-контроль также регулирует циркуляцию воздуха, скорость вращения вентилятора и предотвращает запотевание стекол. Что еще может климат-контроль и чем он лучше кондиционера?
Что такое климат-контроль
Климат-контроль — установка для настройки комфортной температуры и влажности в салоне автомобиля.
Установка не только охлаждает или нагревает воздух, но и поддерживает заданную температуру. Помимо комфорта, климатические системы помогают удалить лед, иней и конденсат на стеклах. Система также синхронизирует работу других настроек:
- Направление потокаУгол наклона дефлектора регулируется вручную. Это позволяет направлять основную струю воздуха, например, к ногам пассажиров или по центру салона.
- Скорость обдуваНастройки регулируются с помощью вентилятора. Вручную или автоматически через компьютер.
- РециркуляцияВ данном режиме вентиляция использует воздух изнутри автомобиля. Такая настройка полезна во время езды по пробкам или в тоннелях, чтобы выхлопные газы авто, едущего впереди, не попадали внутрь салона. Благодаря циркуляции воздуха можно быстрее нагреть или охладить салон.
- ФильтрацияДля очистки воздуха от пыльцы, пыли и мелких частиц. Некоторые модели также оснащены функцией ионизации воздуха.
- АроматизацияПремиальные климатические системы не только контролируют температуру в салоне автомобиля, но и создают приятный аромат.
Как работает климат-контроль
Климат-контроль объединяет отопитель, вентилятор и кондиционер. Компьютер или электронный блок управления синхронизирует работу этих компонентов. Благодаря информации от датчиков внутри и снаружи автомобиля он создает оптимальный алгоритм работы. В расчет принимаются данные о погоде за бортом, интенсивности солнечных лучей, загазованности воздуха и др.
Регулировка климата возможна как вручную, так и автоматически с помощью кнопки «AUTO». В автоматическом режиме система самостоятельно корректирует параметры на основе предпочтений водителя и погодных условий. При ручном управлении часть настроек сохраняет контроль компьютерная система.
В действительности функционирование системы климат-контроля осуществляется следующим образом:
- Врач устанавливает требуемый температурный режим.
- Термодатчики передают информацию электронике, которая сравнивает её с установленными параметрами.
- При избыточной или недостаточной температуре система самостоятельно регулирует поток тёплого и холодного воздуха.
- Для ускорения достижения заданных водителем значений климат-контроль самостоятельно активирует вентилятор определенной скорости обдува. В случае необходимости программа запускает рециркуляцию.
- По мере достижения заданной температуры скорость обдува уменьшится.
Климат-контроль и кондиционер: отличия
Водитель в кондиционере устанавливает нужную температуру воздуха и всё. Для её поддержания приходится ориентироваться на ощущения и постоянно изменять настройки. Климат-контроль позволяет сохранить температуру постоянной и не требует постоянного вмешательства водителя.
Две системы различаются также по другим параметрам.
- Если кондиционер сушит и охлаждает воздух, то климат-контроль разделяет его на два потока: один направляется в отопитель, а другой — в кондиционер. В салоне эти потоки смешиваются в различных пропорциях, соответствующих заданным настройкам.
- Электроника регулирует климат-контроль, определяя работу заслонок, вентилятора и остальных систем для оптимальной работы. В морозный период после запуска машина направляет больше тёплого воздуха на лобовое стекло благодаря компьютерной системе.
- Сейчас кондиционеры устанавливают практически во все машины, даже в базовые комплектации. Климат-контроль обычно доступен как дополнительный вариант или в более дорогих модификациях. Из-за этого цена автомобиля с автоматической системой обогрева и охлаждения повышается.

Виды климат-контроля
Многие климатические системы предоставляют возможность регулировать температуру и интенсивность потока воздуха для каждой зоны отдельно. Каждой зоне автомобиля соответствует собственный датчик. По количеству зон различают виды климат-контроля.
Однозонный
Может работать для одной зоны или всего салона автомобиля. Потоки воздуха направляются в ноги, центральные сопла вентиляции, на боковые или лобовое стекло.
Двухзонный
Оснащен двумя регуляторами температуры: один для водителя, другой — для пассажира. На каждой стороне приборной панели располагается свой контроллер. С его помощью настраивается индивидуальная температура. По желанию можно синхронизировать настройки.
Трехзонный
В данном случае к двум зонам в передней части салона добавляется третья, расположенная сзади. Блок управления для пассажиров второго ряда обычно размещается по центру, позволяя им регулировать температуру.
Четырехзонный
В ней сразу четыре зоны — две спереди и две сзади. Чаще всего такие системы устанавливают в автомобили премиум-класса.
Как пользоваться климат-контролем
На центральной консоли обычно находится панель управления системой климат-контроля. Ее можно узнать по цифровым показателям температуры от 16 до 30 градусов Цельсия и кнопке «AUTO», которая в некоторых моделях отсутствует.
В лучших моделях могут присутствовать полностью сенсорные интерфейсы, однако чаще используются поворотные регуляторы. Отличий в управлении системой (вкл./выкл.) как правило нет и реализуется оно таким же образом:
- Включите или выключите устройство, используя кнопку «ON/OFF» на панели управления (или символ).
- Включите кондиционер («А/С»), если это необходимо.
- Установите необходимую температуру, и значение отобразится на экране.
- В случае необходимости активируйте функцию AUTO для автоматической проверки.
- Регулируйте направление и силу воздушного потока.
- Если система имеет дополнительные возможности, например, ионизацию или ароматизацию, можно использовать их по желанию.
Общие рекомендации по работе климат-контроля
В работе климат-контроля нет никаких ограничений. Тем не менее, в инструкции по эксплуатации автопроизводитель часто приводит советы.
- При герметично закрытых окнах и продолжительном функционировании системы рециркуляции поступление нового воздуха в салон останавливается, что может спровоцировать у водителя вялость и рассеянность.
- Зимой и осенью важно очищать воздухозаборник перед лобовым стеклом от снега и листьев.
- Не загромождайте салон вещами, которые могут мешать датчикам.
Работа климат-контроля на холоде
- Чтобы быстро прогреть салон зимой, установите максимальную температуру и скорость обдува с включённой рециркуляцией.
- Чтобы удалить наледь с лобового стекла, используйте особый режим. На панели управления для доступа к нему обычно расположена кнопка с обозначением «MAX» или «MAX DEFROST».
Работа климат-контроля летом
- Для быстрой заморозки действуют по такому же принципу, что и для нагрева, за исключением того, что устанавливается минимальная температура.
- Чтобы предотвратить запотевание окон, применяют кондиционер в режиме рециркуляции воздуха. Температуру устанавливают выше, чем снаружи.

Плюсы и минусы климат-контроля
Плюсы:
- Обеспечивает более тонкую настройку микроклимата салона и исключает необходимость частой ручного вмешательства, что позволяет водителю сохранять внимание на дороге.
- Система позволяет разделить потоки на зоны и использовать их многофункционально. Эффективное распределение воздуха и энергии на обогрев снижает расход топлива.
- Автомобиль с климат-контролем будет стоить дороже при перепродаже.
Минусы:
- Хотя управление климатом достаточно простое, набор кнопок и шкалы могут показаться запутанным сначала.
- При поломке обычного кондиционера обычно требуется отремонтировать компрессор или конденсатор. В случае выхода из строя основной электроники или датчиков в климат-контроле стоит ожидать высоких расходов на ремонт.
- В стандартную комплектацию большинства автомобилей входит кондиционер, но климат-контроль предлагается как дополнительная опция либо в более дорогих версиях авто.
Краткие тезисы
- Что такое климат-контроль:
- Автомобильный климат-контроль.
- Оснащен функциями отопления, охлаждения, вентиляции и очистки воздуха.
- Как работает:
- Электронный блок управления (ЭБУ) обрабатывает информацию от датчиков и самостоятельно настраивает параметры.
- Регулирует температуру, направляя потоки тёплого и холодного воздуха.
- Отличия от кондиционера:
- Система климат-контроля самостоятельно регулирует температуру по запросу, а кондиционер нуждается в ручном управлении.
- Система климат-контроля осуществляет обогрев, охлаждение и очистку воздуха.
- Виды климат-контроля:
- Предназначен для поддержания одного температурного режима во всем салоне.
- По индивидуальным предпочтениям водителя и пассажира можно установить разные настройки.
- Три или четыре зоны климат-контроля — персональные настройки для задних сидений.
- Как пользоваться:
- Управление осуществляется с помощью панели на центральной консоли (кнопки, переключатели, сенсорный экран).
- Режим «AUTO» для автоматической регулировки.
- Рекомендации по использованию:
- В холодный сезон: максимальная температура и обращение воздуха для быстрой нагревательной системы.
- Зимой: максимальная температура и циркуляция для обогрева.
- Режим «МАКС ОТТ tha». Для очистки стекол от наледи.
- Плюсы климат-контроля:
- Позволяет точно настроить микроклимат, не требуя внимания со стороны водителя.
- Распределение воздуха для экономии топлива.
- Повышение стоимости автомобиля при перепродаже.
- Минусы климат-контроля:
- Сложность управления для новичков.
- Ремонт неисправной электроники может быть очень дорогим.
- Как правило, предоставляется лишь в высококлассных версиях или по запросу.
Авторы
Теги