Китайский автопром: тридцать миллионов машин и влияние на Россию.

VozBox  » Новости »  Китайский автопром: тридцать миллионов машин и влияние на Россию.

Тушков считает, что Китай выступает как серьезный игрок на мировом рынке автомобилей на длительный период.


Фото: Shutterstock AI Generator / Shutterstock / FOTODOM

Цифры и факты

В 2024 году было реализовано 31,46 миллиона новых автомобилей в Китае. Для сравнения: в США, занявших второе место, — всего 15,8 миллиона. К мировому лидерству по этому показателю страна, граничащая с Россией, пришла совсем недавно, в 2009 году, совершив настоящий прыжок тигра. Если в 2008 году покупателей на новые машины нашлось всего 6,43 миллиона, то в следующем, 2009 году — более чем вдвое больше, 13,64 миллиона. Сегодня каждая третья машина продается именно в Китае.

За последнее десятилетие Китай претерпел революционные изменения в автомобильной промышленности: производство выросло во много раз, а страна заняла лидирующие позиции как по выпуску, так и по экспорту автомобилей.

В Китае работают предприятия ведущих брендов, таких как Volkswagen, Toyota, Mercedes-Benz, BMW, Porsche и Tesla. К 2025 году количество автозаводов в стране составило 437. Для сравнения, в Германии насчитывается около 10 таких заводов. вырвались Модели от отечественных производителей. В 2024 году это BYD Song и BYD Qin PLUS, на втором месте … оказалась Tesla Model Y местного же производства.

В начале 2010-х годов наблюдается активный рост экспорта автомобилей из Китая. Это обусловлено рядом причин: повышением технологичности и качества продукции, ростом популярности электромобилей и стремлением развить перспективную отрасль.

Примечательно, что в апреле 2025 года, по данным Консалтинговой компании GlobalData согласно, рынки Китая и США диктовали темп развития: за апрель текущего года в Китае было реализовано 2 055 153 автомобиля — на 12% больше, чем годом ранее. В США рост составил меньшую величину — 11,3% к апрелю 2024 года — продано 1 473 995 новых машин. Общая ситуация на мировом автомобильном рынке не столь выдающаяся: прирост есть, но лишь на уровне 6%; суммарно в апреле 2025 года по всему миру было продано 7 324 712 легковых и легких коммерческих автомобилей.

В странах Западной Европы в апреле продажи новых автомобилей снизились на 2,2% до 1 085 892 единиц, а в Восточной Европе — на 1,3% до 367 605 автомобилей. Рынок России… пребывает в затяжной комеВ первом квартале 2025 года продажи автомобилей составили 349 041 единицу, что на 25,4% меньше, чем в первом квартале 2024 года.

Что скрывает за собой феномен роста производства и продаж автомобилей в Китае?

Причины роста

Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон», считает, что сохранение лидерства на рынке и удержание третьей доли мирового авторынка Китаем обеспечивается рядом факторов. К ключевым из них относятся государственная поддержка и инвестиции.

Китай объявил автомобильную промышленность национальным приоритетом. Правительство установило огромные пошлины на импорт (до 260%), предоставив локальным производителям защиту, льготы и преференции, а также субсидировало средства в исследования и разработки, особенно в сфере электромобилей, и создало льготы для покупателей электрокаров (NEV).


Фото: Shutterstock AI Generator / Shutterstock / FOTODOM

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом», полагает, что масштабы внутреннего рынка – ключ к пониманию успеха Китая. В этой стране живет почти полтора миллиарда человек, каждому из которых нужен транспорт.

Большие объемы продаж способствуют достижению более высоких результатов и эффективности. Объем существенным образом влияет на себестоимость. Китайские предприятия ещё пять лет назад ясно определили свою цель стать лидерами, уверен Ольховский.

В Китае ежегодно реализуется миллион новых автомобилей, вызвав большой спрос на все типы транспортных средств: от недорогих седанов до дорогих внедорожников и электромобилей. Такой активный внутренний рынок побуждает производителей создавать полноценные линейки моделей с разными типами, комплектациями и оснащением.

Тушков указал, что это дало Китаю возможность получить особый опыт массового производства, способный увеличиваться и продаваться за рубежом: «Массовость и разнообразие моделей становятся выгодным отличием по сравнению с западными компаниями».

Дело — в подходе

Эксперты считают, что успех китайской автомобильной промышленности основывался на продуманной стратегии развития бизнеса и государственном финансировании сектора.

Ренат Тюктеев считает, что стремительный рост российской промышленности от выпуска устаревших копий в начале 2000-х до лидерства в производстве электромобилей и выхода на глобальные рынки — естественное следствие создания совместных предприятий с ведущими мировыми концернами: Volkswagen, Nissan, Toyota, GM и другими. Это дало возможность перенимать у них опыт, технологии и стандарты качества.

Европейские и японские компании занимались передачей технологий китайцам, которых у последних не было. Китайцы привлекли их к размещению производств на своей территории, а затем начали сокращать их долю в бизнесе и в конечном итоге вытеснили с рынка.


Фото: AutoHome

Тушков указал, что причиной роста служит сама экономическая и политическая модель Китая: главная цель — полное использование производственных мощностей и создание рабочих мест. Для государства значим общий экономический результат — занятость, рост доходов населения, повышение технологического уровня, а не доход от каждой сделки.

Этот фактор способствует поддержанию низких цен внутри страны, осуществлению инвестиций в технологическое развитие и стимулированию экспорта.

Насколько важен экспорт

Китайские бренды, опираясь на имеющиеся производственные мощности и накопленный опыт, могут успешно выйти на мировые рынки и противостоять сильной конкуренции. Часто же в другие страны поставляются не самые новые и продвинутые разработки.

Эксперт Ольховский сказал, что Россия для китайского автопрома важна главным образом политически из-за дружбы лидеров стран. Но, если оценивать по объемам продаж, сравнение с внутренним рынком является ошибкой, даже если бы хотелось думать иначе.

Напомним, что совсем недавно главным рынком для китайской автомобильной промышленности была именно Россия, однако сейчас… утратила этот статусЭкспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в 2025 году уменьшился почти вдвое. Грузовиков — в пять раз меньше. Основными рынками для китайской техники стали Бразилия, Бельгия и Мексика: только в апреле в эти страны было поставлено соответственно $597,7 млн, $564 млн и $561 млн техники.

Тушков указал, что Китай поставляет автомобили в Азию, государства Ближнего Востока, Африку, Южную Америку, Россию и Европу.

Китайские автопроизводители активно расширяют присутствие на мировом рынке, делая ставку на современные модели, среди которых электромобили и гибридные автомобили. По уровню оснащения, запасу хода и качеству многие из этих автомобилей уже не уступают мировым лидерам, — отметил эксперт.

По его мнению, важным фактором является ценовая политика. Китайские производители продают автомобили на 15–20% дешевле аналогичных моделей, не уступая им по оснащению. Это открывает доступ к современным технологиям для миллионов новых покупателей во всем мире.


Фото: Shutterstock AI Generator / Shutterstock / FOTODOM

Что с технологиями

Современному китайскому автомобилестроению свойственны технологичность и частые обновления моделей.

Ренат Тюктеев указал, что европейские и часть японских компаний ощущают ухудшение положения по сравнению с китайскими из-за изношенного подхода к изготовлению автомобилей.

Китайские производители автомобилей, особенно в области электромобилей (EV), демонстрируют быстрый рост и инновации. Бренды как BYD, Geely и NIO становятся всемирно узнаваемыми.
Кроме того, Китай контролирует большую часть цепочек поставок аккумуляторов и редкоземельных материалов, что укрепляет его положение. В сфере гибридных силовых установок Китай также лидирует на большинстве мировых рынков. BYD занимает первое место, за ним следуют LiAuto и Aito, которые активно входят в российский автобизнес вместе с группой Chery.

Андрей Ольховский подчеркнул, что в Китае уже существуют компании, к которым обращают внимание по всему миру: BYD, HUAWEI со всеми партнёрскими проектами, Zeekr, LiAuto, XPeng, Xiaomi и другие. По его словам, как только кто-то представляет интересное решение или новое направление, другие китайские компании моментально начинают копировать друг друга.

По мнению Ольховского, частая смена моделей позволяет китайским компаниям опережать европейских конкурентов. В Европе модель выпускают раз в 5-6 лет, обновляя её через 2,5-3 года после запуска, а китайцы ежегодно меняют линейку.

Артемий Тушков добавил, что китайские специалисты активно внедряют передовые технологии, такие как автопилот, искусственный интеллект и мультимедийные системы.

Электронные панели, встроенные голосовые помощники и умный функционал входят в стандартное оснащение даже бюджетных моделей китайских автомобилей. Это увеличивает интерес к таким машинам среди молодежи и тех, кто следит за новинками.

Китай возглавляет и передовой сегмент — рынок электромобилей. По данным Тюктеева, ещё в 2023 году в этой стране насчитывалось более миллиона зарядных станций — больше, чем во всем мире. Доля Китая в мировом экспорте электромобилей увеличилась с 4% в 2018 году до 35% (2023), а к 2030 году может составить 60%.


Фотография от Дженса Калаэне / dpa / Глобал Л ook Пресс

Сегодня китайцы безусловно лидируют в производстве электромобилей, но в сегменте автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями отстают от традиционных автопроизводителей.

Может ли Россия следовать по стопам Китая?

Собеседники считают, что Россия может использовать опыт Китая, но реализовать это в России будет сложно.

Тюктеев указал, что Китай умело применил технологии западных партнеров и не испугался с ними соревноваться: «Вступление Китая в ВТО в 2001 году дало доступ к мировым рынкам и технологиям, что стало переломным моментом для отрасли».

Ольховский считает, что Россия пытается следовать данному курсу, но недостаточно большой объём рынка.

Китаец осознает желание России привлечь его на рынок и в дальнейшем производить автомобили в России самостоятельно. В связи с этим, китаец будет предпринимать все усилия для препятствия этому стремлению или максимального продления своего влияния на российский рынок.

В России функционирует единственный иностранный автомобильный завод — принадлежащий концерну Great Wall, расположенный в Туле.

По мнению Тушкова, мировая автомобильная отрасль сейчас ориентирована на Китай. Конкуренция возрастет не только в бюджетном, но и в премиум-сегменте. Предполагается появление новых объединений между китайскими и мировыми компаниями — как в производстве, так и в области инноваций.

Авторы
Теги