Китайский автопром: кто стоит у руля производства?

VozBox  » Новости »  Китайский автопром: кто стоит у руля производства?

Специалисты BMW, Bentley и Porsche устроились на работу в китайские автомобильные компании.
В 2024 году Китай выпустил 30 миллионов автомобилей, значительно опередив по этому показателю Соединенные Штаты. Такой успех маловероятно стал бы реальностью без помощи западных экспертов. Мы узнали, кому обязаны производители из Китая.

Джайлс Тейлор
(Фото: Rolls-Royce)

От клонирования к собственным разработкам

Пока гранды мирового автопрома переживают сложные временаСтремясь не отставать от времени, в Китае появляются все новые производства. По прогнозам специалистов, к 2030 году каждый третий автомобиль на Земле будет китайским. Однако такое технологическое развитие маловероятно без тесного взаимодействия с известными брендами.

Вначале европейским, американским и японским компаниям приходилось взаимодействовать с китайскими фирмами, однако впоследствии ряд компаний был выкуплен более успешными китайскими компаниями. Volvo оказалась в собственности у Geely, а под брендом MG скрываются продукты корпорации SAIC Motor. Электрокары Mini создаются на агрегатах Great Wall Motors, а Smart от Daimler выпускается в Китае при помощи Geely. Даже Jaguar Land Rover разрабатывает новые гибридные и электрические модели на платформе Chery. Как такое возможно?

Пятнадцать лет назад китайские компании открыто выпускали грубые копии известных европейских моделей, считая, что низкая цена компенсирует недостаток качества по сравнению с оригиналом.

Со временем стало ясно, что устойчивый бизнес на «копировании» не построить. Дизайн кузовов доверили известным итальянским студиям ItalDesign и Pininfarina. Однако этого оказалось мало. Потребители из Европы привыкли оценивать не отдельные модели, а весь модельный ряд бренда — с характерными чертами, традициями и преемственностью, всеми элементами, формирующими имидж и репутацию. Необходимость в собственных талантливых и авторитетных дизайнерах стала очевидной.

Кого смогли перекупить китайцы

Дизайнеры и менеджеры — главные специалисты, которых активно приглашают на работу китайские компании. Первые формируют узнаваемый образ бренда, а без вторых невозможен успех компании. Вот некоторые яркие примеры подбора персонала.

Chery

Кевин Райс
(Фото: Mazda)

В компании стали привлекать именитых дизайнеров еще в 2010-х годах. Сначала шанхайский дизайн-центр возглавил Хакан Саракоглу, бывший сотрудник Porsche, а чуть позже, в 2018 году, к созданию линейки Chery подключился Кевин Райс, сотрудничавший с BMW и Mazda, а также работавший в студии ItalDesign. Успех пришел не заставив себя ждать — новинки марки высоко оценили даже в странах ЕС. В шеф-дизайнерах отметился и Джеймс Хоуп, который в разные времена работал над стилистикой американских моделей Ford и Lincoln.

Успех Chery продолжается. Дизайн-центры возглавляют корейский специалист Стив Юм, имеющий опыт работы над моделями Ford, GM и Hyundai, и Сайдин Османчевич из Боснии и Герцеговины. флагманского Chery Tiggo 9Новый Chery, недавно появившийся на российском рынке, — самый значимый и дорогой автомобиль марки Chery из ныне представленных. Ранее Османчевич трудился в Skoda, участвуя в разработке электромобиля Enyaq.

Jetour

Хакан Саракоглу
(Фото: Porshe)

Родственный Chery бренд Jetour Яркий облик Jetour обязан Хакану Саракоглу, ранее сотрудничавшему с Porsche. Автомобили Chery по сравнению с Jetour смотрятся более консервативными. Хорошим примером служит кроссовер Jetour Dashing.

FAW, Hongqi

Джайлс Тейлор
(Фото: Rolls-Royce)

В дизайнерском центре корпорации FAW руководителем назначен Джайлс Тейлор, прежде занимавший должность главного дизайнера компании Rolls-Royce. Теперь Тейлор является глобальным вице-президентом по дизайну и главным креативным директором, отвечающим за весь фирменный стиль. премиальной линейки Hongqi Руководит центром FAW Advanced Design в Мюнхене.

Geely, Zeekr

Пьер Луиджи Феррари
(Фото: LinkedIn)

Экс-глава студии дизайна Pininfarina Пьер Луиджи Феррари отвечает за облик автомобилей концерна Geely с недавних пор. Ранее именно он отвечал за дизайн машин китайской марки Exlantix, отпочковавшейся от Exeed. До этого в Geely пригласили британца Питера Хорбери, работавшего с Volvo и Ford. С 2011 года он стал вице-президентом марки по дизайну. В 2019 году Geely заполучил именитого дизайнера Уэйна Берджеса, ранее создававшего автомобили Jaguar. Бывший шеф-дизайнер Bentley Штефан Зилафф — ценный кадр для Geely. Команда Зилаффа ответственна за имидж премиального бренда Zeekr. Ранее он также работал над стилем ряда моделей Mercedes и Audi.

JAC

Даниэль Гальоне
(Фото: Auto & Design S.R.L.)

За дизайн автомобилей марки JAC благодарить нужно дизайнера итальянского происхождения. Ранее Даниэль Гальоне, руководитель дизайн-центра в Турине, занимался обликом автомобилей Alfa Romeo и Maserati. Благодаря ему продукция JAC визуально напоминает итальянские спортивные автомобили.

Changan

Бертран Бах и Changan UNI-K
(Фото: Bertrand Bach / FlashIntel, Changan)

Компания Changan занимает четвёртое место среди китайских брендов на российском рынке. Успех марки объясняется, в том числе, привлекательным обликом её популярных кроссоверов. Uni-K и Changan CS55 Plus Бертран Бах, ранее сотрудничавший с компанией Opel, отвечает за данный проект. Его авторством является дизайн Opel Astra J.

Haval

Андрей Трофимчук
(Фото: Из личного архива А. Трофимчука)

Дизайнер Андрей Трофимчук, прежде занимавшийся оформлением российского электромобиля, теперь трудится в Haval. В сравнении с коллегами его опыт работы пока скромный, но за дизайн отвечает… нового Haval H9 Виновным оказался именно он. В компании также работает Пьер Леклерк, бывший сотрудник BMW.

BYD

Вольфганг Эггер
(Фото: Matthias Balk / dpa / Global Look Press)

Компания BYD пригласила бывшего шеф-дизайнера Alfa Romeo, Lamborghini и Audi Вольфганга Эггера. Команда Эггера помимо продукции BYD занимается линейками марок YangWang, Denza и Fang Cheng Bao, которые входят в концерн.

GAC

Чжан Фань
(Фото: CarNewsChina)

Даже дизайнер китайского происхождения Чжан Фань, разрабатывающий внешний вид автомобилей марки GAC, успел поработать в Mercedes-Benz восемь лет. После этого вернулся на родину.

Dongfeng

Dongfeng Forthing T5 Evo
(Фото: Dongfeng)

Дизайн легковых подразделений Dongfeng разрабатывает Ханс Хеннинг Кнопфель, ранее работавший в Volvo и Mercedes-Benz. За выразительный дизайн моделей можно поблагодарить именно его. Forthing T5 EVOForthing M4 Yacht и Dongfeng T5 EVO. Forthing входит в структуру Dongfeng.

Xpeng

Рафик Ферраг
(Фото: Cockpit dz)

Компания Xpeng также добилась успеха благодаря грамотному подбору персонала. Футуристический облик автомобилей марки создают испанец Хуанма Лопез и Рафик Ферраг. Ферраг присоединился к офису в Гуанчжоу в 2017 году, а в 2023 году стал директором по дизайну стартапа. Его коллега Лопез работал в Seat, Audi, Genesis, Lamborghini и Ferrari.

Li Auto

Porsche 992. Скетч Бена Баума
(Фото: Car Design World)

Популярные среди россиян автомобили марки Lixiang выпускает бывший сотрудник Porsche Бен Баум. Ему принадлежит заслуга создания прекрасного кузова модели Porsche 911 с индексом 992.

Avatr

Надер Фагихзаде
(Фото: BMW)

Ирано-немецкий дизайнер Надер Фагихзаде когда-то работал в дизайн-студии BMW, но ушел в Avatr и там проявил свой талант во всей красе. За футуристичный вид китайских новинок отвечает именно этот человек.

Nio

Cadillac CTS Sport Wagon
(Фото: Cadillac)

Бывший дизайнер Cadillac Колин Фиппс перешел в компанию Nio, где ранее разрабатывал дизайн… CTS Sport Wagon.