Китайские грузовики Shacman: заказчики и препятствия на пути поставки в Россию

VozBox  » Новости »  Китайские грузовики Shacman: заказчики и препятствия на пути поставки в Россию

Сегодня в Москве состоялась пресс-конференция «Shacman.Вчера.Сегодня.Завтра?», организованная Ассоциацией «Российские автомобильные дилеры». Конференция была посвящена фактической блокировке продаж одной из популярных моделей Shacman в России. На мероприятии присутствовали сотрудники «Шакман Моторс», представители Росстандарта не явились. Коллеги из Shacman предоставили журналистам всю переписку с этим ведомством по возникшей ситуации.

Представительство Shaanxi Automobile Group в России осуществляет компания «Шакман Моторс», образованная в декабре 2018 года. Генеральный директор Вадим Федотов владеет 10% ее уставного капитала (10 000 рублей), а остальные 90% принадлежат гражданину Китая Тянь Цичану. «Шакман Моторс» занимается сертификацией грузовиков Shacman в России и подачей заявок на ОТТС, но фактически импорт осуществляют официальные дилеры в Россию и страны ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия).

Развитие событий, очевидных для постороннего зрителя, начнем описывать с 7 февраля 2025 года, пятницы. Росстандарт выпустил приказ № 265Документом, которым приостановлено действие Одобрения типа транспортного средства, выданного на грузовики марки Shacman типа SX3258, для лиц, знакомых с коммерческими наименованиями моделей Shacman в России, уточним, что речь идёт о серии Х3000 в количестве 18 модификаций, на которые и получено Одобрение типа транспортного средства. В приказе сказано: С момента выхода этого распоряжения запрещается выпуск в обращение грузовиков SHACMAN SX3258. 10 февраля Росстандарт опубликовал сообщение для прессы с предложением использовать другую формулировку. Запрет на поставляемых грузовиков. Shacman SX3258»9 февраля, накануне этого события, АО «Электронный паспорт» отменило электронные ПТС на 2171 грузовик, опираясь на разъяснения Росстандарта. В приказе № 265 нет фразы об аннулировании ЭПТС, это указание было дано Росстандартом в виде разъяснений.

2171 грузовик для сегмента крупнотоннажных грузовиков – значительная цифра. По итогам 2024 года Shacman занял третье место в этом сегменте, где было продано 102 тысячи машин. Sitrak получил 19,4 тысячи покупателей, Камаз – 17,2 тысячи, а Шакман – 15,7 тысяч. В январе 2025 года продажи крупнотоннажных грузовиков снизились на 30%, в феврале – на 50%, в марте – почти на 60%. На сокращающемся рынке должны остаться лишь сильные игроки.

Как повлияла нынешняя ситуация на продажи Shacman? Продажи упали, и работа дилеров застопорилась; некоторые прекращают поставки Шахмановых из Китая.

Обобщим события, повлиявшие на возникновение претензий к Шакману. 5 февраля 2025 года, за два дня до выпуска приказа Росстандарта о приостановлении ОТТС на Shacman типа SX3258 с заявлением об ужесточении процедуры сертификации иностранной автотехники для российского рынка, выступил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. Китайские производители автомобилей активно входят на наш рынок, занимая всё большую долю. Министерство пытается восстановить баланс посредством индексации утильсбора, но этого мало. Требуется более строгий контроль сертификации и, прежде всего, проверки соответствия серийных партий машин. Утильсбор как инструмент сдерживания импорта оказался неэффективным – китайские производители успешно работают в России. В связи с принятием программы индексации «утиля» до 2030 года повышение коэффициентов было бы нецелесообразно. Следовательно, необходимо усложнить получение новых сертификатов и провести тщательный анализ уже выданных, чтобы исключить или предотвратить появление на российском рынке излишних игроков, препятствующих развитию отечественного автопрома.

Вряд ли будут искать ошибки в самих Одобрениях типа транспортного средства. Дело в том, что их выдают организации, уполномоченные Федеральной службой по аккредитации: не выйдет ли «следствие» на самих себя? ООО «ИнфоТехРазвитие» выдало отозванный ОТТС на грузовики Shacman типа SX3258. И сама компания как орган по сертификации, и её лаборатория имеют соответствующую аккредитацию. Так что же теперь – подвергать сомнению все ОТТС, выданные «ИнфоТехРазвитием»? Судя по всему, решили пойти по другому пути.

В начале апреля, когда история с Шакманом уже разгорелась, руководитель Росстандарта Антон Шалаев дал программное интервью коллегам из Газеты.ру, в том числе по вопросам сертификации. Глава ведомства прямо обвинил Shacman в подтасовках. Существует мнение, что при сертификации Shacman основывались на документах, по которым получено разрешение на тип транспортного средства. В данном случае предполагается использование «золотого образца». Под «золотым образцом» понимается машина, отвечающая всем требованиям Технического регламента Таможенного союза о безопасности колёсных транспортных средств. По мнению Антона Шалаева, после получения ОТТС с помощью «золотого образца» производитель – то есть завода Shaanxi Automobile Group – начал выпускать для России машины, не соответствующие требованиям техрегламента, возможно, для снижения себестоимости или по другим причинам.

Возник вопрос: с чего бы Росстандарт начал изучать сертификационные документы и проверять соответствие образцов Shacman, завозимых по выданному ОТТС техническому регламенту? Повод появился два года назад. В конце 2022 года Денис Юрьевич Винокуров, генеральный директор фирмы «Спецавтострой» из Челябинска, приобрел самосвал Shacman SX32586Т384. Эксплуатировал его и решил привезти из Челябинска в Дмитров – на полигон НАМИ для проверки соответствия техническому регламенту. По протоколу испытаний НАМИ, к моменту поступления на полигон грузовик уже преодолел 4253 км. Дождавшись окончания испытаний, Денис Юрьевич Винокуров написал письмо заместителю руководителя Росстандарта Александру Михайловичу Кузьмину 27 апреля 2023 года.

Всякое слово этого письма заслуживает внимания.

Руководитель компании ООО «Спецавтострой» осенью прошлого года приобрел грузовик-самосвал, произведенный в Китае. Shacman Как человек с большим опытом работы на грузовиках, как европейских, так и российских, я заметил некоторые отличия купленного автомобиля от вышеупомянутой техники.
Первое, бросающееся в глаза: так называемые брусы безопасности сбоку и сзади не гарантируют защиты для других участников дорожного движения. Во-вторых, в кабине достаточно сильный гул. Под капотом мы не обнаружили никаких элементов шумоизоляции. Возможно, из-за этого в кабине такой шум. В-третьих, по моему субъективному ощущению – слабые тормоза и тихий, неразборчивый звук при работе Глонасс.

Я все понимаю, что производство отечественной техники снизилось, а европейские компании покинули рынок. Мы готовы к неоднократному увеличению стоимости грузовых автомобилей. Хотим получать безопасную технику за эти деньги. Для проверки безопасности автомобиля пришлось отдать машину в испытательный полигон НИЦИАМТ ФГУП НАМИ. Некоторые работы ещё не завершены, но остальное пошлю письмом. Прошу рассмотреть его. Запретить использовать небезопасную технику на российских дорогах. ».

Какое искреннее, прекрасное письмо! ООО «Спецавтострой» – микропредприятие с пятью сотрудниками. В 2022 и 2023 году убыток составил чуть менее 900 тысяч рублей, но в 2024 году прибыль увеличилась до 1,9 млн. Это крохи, соответствующие зарплате среднего офисного работника в Москве. Не при таких скромных доходах выдёргивать дорогущий самосвал за 10 миллионов из бизнеса, гнать его в Дмитров и платить НАМИ полмиллиона только потому, что не понравилось оформление защитных брусьев. Чудаков на свете хватает, в том числе среди эксцентричных долларовых миллиардеров, но Денис Юрьевич Винокуров явно не из таких. Видимо, просто за державу обидно…

Усилия Дениса Винокурова принесли результат: испытанный им подержанный грузовик Шакман не соответствовал техническому регламенту по трем пунктам. Во-первых, при нагрузке отвалился болт крепления заднего противоподкатного бруса. Во-вторых, боковые защитные устройства имели неправильные размеры. В-третьих, уровень шума в работе самосвала превышал допустимые нормы.

После отправки протоколов в Россстандарт между ведомством и «Шакман Моторс» началась переписка. 31 мая 2023 года Россстандарт сообщил о несоответствии продукции требованиям техрегламента. В ответе от 14 июня 2023 года «Шакман Моторс» заверил, что проведёт собственную экспертизу. 5 июля 2023 года Росстандарт запросил уточнить сроки экспертизы. 12 июля 2023 года «Шакман Моторс» уточнила, что готовит… «внеплановый инспекционный контроль изготовителя» Грузовики Shacman прошли сертификацию при участии специалистов полигона НАМИ и сертифицирующей организации. В итоге Росстандарт… Ввиду продолжительного отсутствия деятельности ООО «Шакман Моторс» . провёл своё Проверка с согласованием органов прокуратуры. Выпустил упомянутый приказ от 7 февраля 2025 года о запрете продажи грузовиков типа SX3258.

Что дальше? Дальше – отзывная кампания. Руководитель «Шакман Моторс» Вадим Федотов. После пресс-конференции прокомментировал предстоящие мероприятия. Предполагаю, что отзывную кампанию коснутся… всего около 120 автомобилейМы доверяем заключению НАМИ, но нет полной уверенности в том, что сорванный болт противоподкатного бруса на машине “Спецавтостроя” не был ослаблен или заменен ранее. В рамках отзывной кампании все 14 болтов крепления бруса на каждой машине будут заменены. Что касается боковых защитных устройств, при выявлении отклонения от размеров, указанных в техрегламенте, их также заменим. Что касается шума, то в релизе Росстандарта был указан внутренний шум – в кабине, но испытания на грузовике «Спецавтостроя» на полигоне проводились по внешнему шуму. Видимо, дело в глушителях на пневмоаппаратах — их должно быть шесть штук. При осмотре, если окажется, что некоторых глушителей нет – установим, а если какие-то из них неисправны – заменим. .

Объявление отзывной кампании оказалось непростой задачей. Переписка с Росстандартом затянулась до крайних сроков, установленных законодательством. Кроме того, представители «Шакман Моторс» сообщили о невозможности отправить некоторые документы в ведомство. Отправить по почте невозможно, а онлайн-форма на сайте не функционирует. .

В сухом остатке у нас следующие вопросы.

1. Возможна ли была бы такая ситуация, если бы у Shacman в России было полноценное представительство? Или она стала возможной именно из-за отсутствия полноценного представительства, поскольку дилеры импортируют сами и с таким «лишним» игроком на падающем рынке проще справиться?
2. Почему Росстандарт начал проверку грузовиков Shacman только по письму «челябинского инициативника» – а раньше где был? Куда смотрели раньше?
3. Перекинется ли вся эта история с грузовиков на легковой автопром и не начнётся ли массовое аннулирование ЭПТС на китайские легковушки?

К концу истории может прийти два возможных варианта: Шакмана простят и пожурят, назвав «челябинским инициативником», выдав ему почётную грамоту. Второе – удаление Шакмана с рынка к радости КАМАЗа. Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин считает, что убытки предприятия в 2024 году, составляющие 3,4 млрд рублей, связаны не только с высокой ключевой ставкой, но и с недобросовестной конкуренцией со стороны китайских производителей. Следовательно, чем меньше грузовиков продадут китайские компании в России, тем лучше.

Представитель завода Shaanxi Automobile Group Ван Сюйлинь на сегодняшней пресс-конференции заявил, что трудности носят временный характер, команда в России хорошая, и завод готов к сотрудничеству с Росстандартом. Активно изучаем возможности размещения производства в России, налаживаем партнерские отношения с компаниями. Это поможет укрепить наше присутствие на российском рынке и внести вклад в развитие промышленности. Благодарю клиентов за поддержку и доверие — не оставим наших партнеров! Что касается сборки в России, о которой рассказывали некоторые коллеги, то китайцы пока только заявляют о желании начать локализации на нашей территории. Пока это не оформлено: ожидают предложений от производителей и предпринимателей, а также от государственных организаций.

Теперь самое интересное: допустим, аннулированные ЭПТС на уже растаможенные Шахманы не восстановят. Возвратит ли государство утилизационный сбор, выплаченный российскими дилерами Shacman? Общая сумма «утиля» составляет около 4 миллиардов рублей. Заметьте, что это сравнимо с убытками КАМАЗа за прошлый год… А ещё – НДС, таможенные платежи, которые вместе с утилизационным сбором дают 14,5 миллиардов рублей.

Если Шакмана не реабилитируют и утильсбор не вернут, то дилеры разорятся, а их сотрудники останутся без работы. Возможно, всех предложит перейти на работу к дилерам КАМАЗа.

Ван Сюйлинь, представитель завода Shaanxi Automobile Group.
Shacman X3000
Shacman X3000