Доля китайских марок в сегменте люксовых авто increased до 80%. Эксперты установили, что премиум-сегмент вернулся к уровню до 2022 года, но его состав претерпел значительные изменения.
В 2021 году на российский рынок вышел единственный китайский премиальный бренд Exeed, реализовавший 3756 автомобилей. За месяц сегодня продаётся такое же количество машин Exeed.
В 2021 году китайские бренды преобладали в бюджетном сегменте, но к 2024 году ситуация изменилась: их доля в массовом сегменте приближается к 60%, а в премиальном — достигла 80%.
Специалисты изучили причины доверия покупателей элитных машин к китайским автомобилям более высокое, чем у владельцев недорогих машин из России. Анализируется также перспектива сохранения этой тенденции на рынке.
Обмен товарами: западные марки – способ приобрести товары китайского люкса.
В 2023-2024 годах 45% клиентов ГК «Автодом» при покупке нового автомобиля воспользовались программой Trade-in. Аналитики дилерской сети выяснили, что из числа купивших китайские премиальные автомобили с помощью Trade-in 44% ранее владели немецкими авто, 32% — японскими, 12% — корейскими, 6% — американскими, 4% — французскими, 2% — шведскими.
Статистические данные показывают с одной стороны популярность различных марок в России. С другой – можно выявить, как владельцы престижных машин европейского производства относятся к переходу на новые для себя марки.
В рамках программы Trade-in 73% сданных автомобилей относятся к премиальному сегменту, 27% — к массовому. Владельцы Mercedes-Benz чаще других из тех, кто уже имел автомобили премиум-класса, приобретали китайские премиальные авто по программе Trade-in (14%), за ними следуют BMW (12%) и Lexus (11%). Самыми активными переходами из массового сегмента в премиальный отличаются владельцы Volkswagen (17%), Toyota (15%) и Nissan (11%).
- Среди приобретавших Exeed с помощью Trade-in 14% ранее владели Mercedes-Benz, 12% — BMW, а 11% — Toyota.
- Бывшие владельцы Toyota составляли 12% от числа владельцев Li Auto, Audi — 10%, а Infiniti — 9%.
- Перед покупкой танка предпочтение отдавали Mercedes-Benz (12%), Nissan (11%) и Jeep (7%).
- Пересели на BYD с BMW — 17%, Mercedes-Benz — 13%, Volkswagen — 9%;
- Бывшие владельцы Мерседес-Бенц составляли 11% покупателей Хонки, Лексуса — 9%, Ауди — 8%.
- Перед приобретением Zeekr у обладателей были BMW (16%), Audi (12%) и Volkswagen (10%).
Скептики в массовом сегменте
Несмотря на лидерство в продажах новых машин, доля китайских автомобилей в российском автопарке превышает 4%, что по мнению скептиков указывает на нежелание отечественных автовладельцев пересаживаться на китайские модели. «Автостат»Опрос выявил, что 27,6% российских водителей не хотят покупать китайские автомобили, а 27,5% вынуждены делать это из-за отсутствия других вариантов. Основной причиной отказа выступает высокая стоимость.
Анализ цифр показывает, что данные отражают отношение покупателей массового сегмента. Потребители, не покупающие премиальные китайские машины из-за стоимости, изначально ориентированы на бюджетные модели, представленные преимущественно отечественным автопромом. 27,5% заявляющих о покупке китайских автомобилей из-за отсутствия выбора, действуют в среднем и верхнем ценовом диапазоне массового сегмента, где китайские машины действительно безальтернативны. То есть большинство скептиков сосредоточено среди покупателей массового сегмента, пояснили аналитики.
В премиальном сегменте, где покупатели обладают большими финансовыми возможностями, цена не всегда является главным фактором. Новый Audi Q6 по стоимости сравним с новым Hongqi E-HS9, но в топ-10 Audi занимает десятое место, а Hongqi — четвертое.
Ключевая ставка способствует развитию китайской автомобильной промышленности.
Дилерские центры предлагают широкий ассортимент премиальных автомобилей западных производителей, предоставляя гарантии, качественное обслуживание и запасные части. Официальное представительство предполагает меры поддержки, в том числе субсидирование автокредитов. Рост стоимости автомобилей в 2022-2023 годах привел к увеличению кредитования. За первые девять месяцев 2024 года выдача автокредитов возросла на 92% по сравнению с тем же периодом 2023 года.
При большом количестве сделок с использованием заемных средств и постоянном росте ключевой ставки субсидирование процентов производителем становится важнейшим конкурентным преимуществом. Его значимость равна предоставлению официальной гарантии. Гарантийные обязательства дилерских центров по автомобилям западных брендов не сравнятся с условиями китайских концернов, таких как семилетняя гарантия на Exeed или восьмилетняя на Avatr. заявил производитель при выходе на рынок.
Интеграция в мировой автопром
Финансовая выгода — важная, но не единственная причина. Например, Zeekr лидирует по объемам продаж в сегменте электромобилей и… шестую позицию в сегменте премиальных автомобилей.
Бренд по-официальному не представлен в России, поэтому на автомобили не распространяются меры поддержки, гарантия и инвестиции производителя в маркетинг и продвижение. Аналитики считают это ярким примером того, как китайский бренд занял свое место благодаря качеству и инновациям.
Развитие китайской автомобильной промышленности и её всё большая роль в мировом могут быть связаны с этим фактором. Западному производителю уже приходится говорить о том, что некоторые важные компоненты будут изготавливаться в Китае. Например, Volkswagen заявил об этом публично, намерен… производитьMercedes-Benz объявил о планах оснащения нового поколения компактного автомобиля CLA новыми электрокарами на китайской платформе. мотором от компании Geely.
К тому же, Китай владеет значительной частью мирового рынка электромобилей. Например, фирма BYD… споритВ борьбе за лидерство на рынке компания постоянно отстает от Tesla Илона Маска, но иногда и обгоняет ее.
Перспективы определит остаточная стоимость
Успех китайских производителей – результат продуманной государственной стратегии, которая уравновешивала защитные меры и свободу торговли, позволив за несколько десятилетий создать продукцию мирового класса. Но доминирование на рынке премиум-сегмента в 80% достижимо только в рамках конкретной страны, отмечают эксперты.
Важным вопросом является то, как изменится ситуация при возвращении западных брендов. Статистика ГК «Автодом» свидетельствует, что средний срок владения премиальным автомобилем в России составляет около 5 лет. Значит, в 2028 году на вторичный рынок начнут массово поступать премиальные китайские автомобили, приобретённые в 2023 году. В этот момент определится значение остаточной стоимости автомобиля. Бренды с минимальной потерей стоимости сохранят лидирующие позиции, учитывая что 70% владельцев китайских автомобилей готовы совершить повторную покупку.