Какие автомобили продолжат импортировать в Россию после введения нового утильсбора?

VozBox  » Новости »  Какие автомобили продолжат импортировать в Россию после введения нового утильсбора?

По мнению эксперта Тузова, введение нового налога может привести к росту цен на автомобили премиум-класса и спортивные машины

Что и когда изменится

Минпромторг анонсировал пересмотр методики начисления утилизационного сбора на ввозимые в Россию автомобили. В соответствии с релизом, с ноября 2025 года при расчете стоимости «утиля» могут начать учитывать не только объем двигателя и год выпуска транспортных средств, но и максимальную мощность. Затронет нововведение также электрокары и гибриды: льготы планируется сохранить лишь в отношении машин мощностью менее 80 л.с.

Даже физические лица, приобретающие автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) для личного использования, должны будут уплачивать утилизационный сбор по коммерческим тарифам, если их мощность превышает 160 л.с.

В настоящее время для рядовых граждан действует сниженная процентная ставка:

  • стоимость составляет 3,4 тыс. рублей, при условии, что возраст транспортного средства не более трех лет;
  • 5,2 тыс. руб., если возраст более трех лет.

Размер коммерческого утильсбора значительно возрос. Так, за автомобили с объемом двигателя от 1,0 до 2,0 литра он в настоящее время составляет 667 тысяч рублей, а за автомобили от 2,0 до 3,0 литров – 1 875 400 рублей.

По оценкам представителей власти, повышение ставок утильсбора позволит ежегодно пополнить бюджет на сумму от 40 до 60 млрд рублей. Эти средства могут быть использованы для дополнительного финансирования программ поддержки спроса на авторынке. Кстати, к 2030 году, согласно планам по ежегодной индексации «утиля», коммерческая ставка на модели с объемом двигателя от 1 до 2 л увеличится с сегодняшних 667 400 руб. до 1 172 400 руб.

Какие машины останутся, какие — нет

«По словам президента Союза автомобильных дилеров (САД) Вячеслава Жигалова, рассматривается вопрос об ограничении возможности ввоза автомобилей для личного пользования физическими лицами, что связано с взиманием утилизационного сбора в размере нескольких тысяч рублей.

«В настоящее время этот канал стал крупным бизнесом, связанным с импортом десятков тысяч автомобилей, в основном из Южной Кореи и Китая. Подобная практика идет вразрез с первоначальной концепцией утильсбора, который должен был служить защитой для российского автопроизводства, — отметил он.

Специалист отмечает, что в настоящее время преимуществами этой уязвимости пользуется не частные лица, а компании, что позволяет им получить несправедливое конкурентное преимущество.

Определить перспективы развития конкретных моделей Жигалов оказалось непросто из-за значительного числа влияющих факторов.

По словам независимого эксперта в сфере транспорта Алексея Тузова, введение нового экологического налога повлияет на возможность покупки новых автомобилей, импортируемых по схеме параллельного импорта.

«Ранее доступные модели теперь столкнутся с существенным налоговым давлением. В частности, подорожают европейские и американские спорткары с мощными двигателями, внедорожники премиум-класса, такие как Mercedes-Benz GLS и BMW X7, а также японские и корейские автомобили, например Toyota Land Cruiser и Kia Mohave. По мнению Тузова, из-за этого прекратится выгодный импорт, и спрос на них среди россиян снизится.

По мнению Андрея Ольховского, генерального директора ГК «Автодом», новая методика приведет к негативным последствиям, поскольку все дополнительные расходы перейдут на потребителя, не способствуя развитию конкурентной среды. Специалист прогнозирует увеличение стоимости популярных в России моделей Li Auto и Aito Seres примерно на 2 миллиона рублей.

По мнению эксперта, перед введением новых правил нельзя ожидать увеличения импорта автомобилей в Россию: нет необходимости импортировать больше машин, чем удастся реализовать в течение двух месяцев.

«По словам Ольховского, повышение утилизационного сбора затронет преимущественно гибридные и электрические автомобили, что приведет к увеличению их стоимости примерно на 2 миллиона рублей за каждую единицу. При этом доля электромобилей и гибридов в общем объеме продаж составляет около 8.

Анатолий Семенов, руководитель Ассоциации параллельного импорта, подчеркнул, что сниженные ставки на импорт будут действовать только для транспортных средств с двигателями, не превышающими 160 лошадиных сил, если автомобили ввозятся в личном порядке. Для электромобилей и гибридов с последовательной конструкцией, таких как Li Auto и Voyah Free, допустимая мощность составляет 80 лошадиных сил.

По мнению специалиста, в число востребованных моделей, которые продолжат импортировать, входят:

  • Mazda CX-5 2,0 (155 л.с.);
  • Toyota RAV4 2,0 (150–155 л.с.);
  • Nissan X-Trail 2,0 (150 л.с.);
  • Hyundai Tucson 2,0 MPI (150 л.с.);
  • Kia Sportage 2,0 MPI (150 л.с.);
  • Volkswagen Tiguan, Tayron, T-Roc 1,4 TSI (150 л.с.);
  • Audi A3, Q3, Q2L 1,4 TSI (150 л.с.);
  • Skoda Octavia, Superb, Karoq 1,4 TSI (150 л.с.);
  • Honda Civic 2,0 (155 л.с.).

По мнению Семенова, некоторые модели также продолжат свою работу на рынке:

  • Volkswagen Golf;
  • Kia K3;
  • Mazda3;
  • BMW X1;
  • Mercedes-Benz C-Class;
  • Audi A3.

По словам представителя компании, японские автомобили с правым рулем также не будут изъяты из обращения:

  • Honda Freed;
  • Honda Fit;
  • Toyota Corolla;
  • Honda Stepwgn;
  • Honda Vezel;
  • Suzuki Jimny.

Почти все полноприводные автомобили, импортируемые сейчас по сниженным таможенными пошлинах, сохранятся среди машин с двигателем мощностью свыше 160 л.с:

  • Geely Monjaro;
  • Toyota RAV4;
  • BMW X3 и X5;
  • Hyundai Palisade и Santa Fe;
  • BMW 5 Series;
  • Toyota Highlander;
  • Kia Sorento и Carnival.

По мнению специалиста, цена на многие новые автомобили зарубежных марок может вырасти на 800 тысяч рублей и больше, в зависимости от мощности двигателя.

По мнению Семенова, стоимость автомобилей с двигателями от 1,5 до 2,0 литра, чья текущая средняя цена составляет 2,5–3 млн руб., увеличится на 15–22%, а автомобили с двигателями объемом от 2,0 до 3,0 литра, которые в среднем стоят 4–5 млн руб., подорожают на 30–40.

«Предложенные изменения окончательно утверждают неконституционное введение посредством утилизационного сбора, включающего новые налоговые и таможенные пошлины, которые не были предусмотрены законом. Эти сборы непропорциональны заявленным экологическим целям утилизации автомобилей (не зависящим от мощности двигателя) и имеют исключительно протекционистский характер, нарушая добросовестную конкуренцию и вызывая инфляцию», — отметил он.

Александр Воронцов