Разрыв ремня ГРМ может повлечь за собой различные последствия. В некоторых случаях достаточно просто заменить поврежденную деталь и выполнить стандартное техническое обслуживание. Однако в конструкции некоторых двигателей разрыв приводит к соударению поршней и клапанов. Это вызывает деформацию металлических деталей, что делает ремонт дорогим и длительным. Чтобы избежать подобных ситуаций, автоводителю следует заранее определить, относится ли его двигатель к категории «безопасных» или нет.
Ключевым моментом в профилактике является своевременная замена ремня привода ГРМ. Производитель устанавливает собственные требования к обслуживанию, которые необходимо соблюдать. Однако даже четкое следование графику не исключает возможности преждевременного выхода ремня из строя. На это способны различные факторы: дефекты производства, ошибки при монтаже, а также попадание охлаждающей жидкости или масла в зону его работы.
Не стоит недооценивать и возраст – ещё один важный фактор. Согласно информации с портала vozbox.ru, ресурс ремня ограничен примерно пятью годами. Даже при небольшом объеме эксплуатации резина со временем теряет свои свойства под воздействием времени, температуры и влажности. Поэтому, если ремню уже больше пяти лет, его следует заменить, вне зависимости от пройденного расстояния.
Ранее инженеры стремились снижать вероятность возникновения подобных рисков. В поршнях предусматривались специальные углубления, в которые при обрыве могли уходить клапаны. Данное решение помогало предотвратить разрушения и поддерживать работоспособность двигателя. Однако с течением времени производители отказались от этой практики, и современные двигатели стали более восприимчивы к поломкам: неожиданный разрыв ремня зачастую приводит к повреждению газораспределительного механизма.
Существует несколько способов определить особенности работы вашего двигателя. Как правило, сведения об этом можно найти в технической документации, либо их смогут предоставить специалисты. Также полезен опыт других владельцев автомобилей: на форумах и в обзорах собраны десятки реальных примеров, которые помогут сформировать представление о конкретной модели. Некоторые производители прямо указывают, что двигатель оснащён «безвтыковыми» поршнями, акцентируя внимание на этом как на конкурентном преимуществе.
Иногда владельцы машин пытаются провести самостоятельную диагностику двигателя, например, снимая ремень и вручную вращая валы для совмещения клапанов с поршнями. Однако такой способ является неточным и не дает полного представления о состоянии мотора. В процессе работы двигатель вращается значительно быстрее, и результаты, полученные на холостом ходу, могут существенно отличаться от показателей при нагрузке. Поэтому наиболее достоверную информацию можно получить только на основе длительного опыта эксплуатации и мнений людей, которые уже имели дело с аналогичной неисправностью.