В результате аварии, в которой погиб Виктор Цой, стали известны дополнительные сведения
Виктор Цой, лидер группы «Кино», родился 12 июня 1962 года, а 15 августа 1990 года стал участником трагического дорожно-транспортного происшествия с автомобилем «Москвич 2141». Вспомним, как он жил, и выясним детали его гибели.
«Кто закончил жизнь трагически — тот истинный поэт», — эта фраза Владимира Высоцкого, к сожалению, вновь оказалась пророческой 15 августа 1990 года. В этот день в ДТП под Ригой погиб Виктор Цой, ставший голосом поколения советской молодежи в эпоху перемен. 21 июня 2024 года, когда лидеру группы «Кино» должно было исполниться 62 года, мы вспомним обстоятельства той аварии, случившейся ясным днем много лет назад, которая до сих пор окутана завесой тайн.
Как погиб Виктор Цой
В соответствии с данными, зафиксированными в милицейском протоколе, 15 августа 1990 года в 11 часов 28 минут на 35-м километре автодороги Р-126 Слока — Талсы, возле хутора Таутопнике (Латвийская ССР), после моста через реку Тейтопе и перед крутым поворотом автомобиль «Москвич 2141» с государственным номером Я 68 32 ММ, которым по доверенности управлял Виктор Робертович Цой, 1962 года рождения, выехал на полосу встречного движения. Там он совершил столкновение с автобусом «Ikarus-250», с государственным номером 05 18 ВРН, принадлежавшим автотранспортному предприятию № 29 города Тукумс (водитель Янис Карлович Фибикс, 1946 года рождения) и двигавшимся с соблюдением установленного скоростного режима. Вследствие аварии Виктор Робертович Цой получил тяжелые травмы, несовместимые с жизнью, и скончался на месте происшествия. После столкновения от автомобиля «Москвич 2141», которым управлял погибший, сохранилась только задняя часть кузова. Водитель автобуса «Ikarus-250» Янис Карлович Фибикс получил лишь незначительные ушибы. Стремясь предотвратить столкновение, водитель «Ikarus-250» направил автобус вправо, что привело к его съезду в реку Тейтопе.
Причины аварии Цоя: 5 версий
В случаях смерти известных личностей, как это часто бывает, существует несколько объяснений произошедшего:
1. Официальная
В ходе расследования дела № 480, которое вела следователь Тукумского РОВД Эрика Казимировна Ашмане, было установлено, что на момент столкновения «Москвич 2141», которым управлял Виктор Цой, двигался со скоростью, превышающей 100 км/ч. Сила удара была настолько велика, что легковой автомобиль и автобус на короткое время продолжили движение вместе, после чего машину Цоя отбросило на 25 метров к ограждению моста. Вскрытие тела погибшего, проведенное Алексеем Симановским, судмедэкспертом специальной группы Латвийского республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы, показало отсутствие признаков инсульта или инфаркта у Цоя до аварии. Также был выполнен анализ крови на наличие шести основных психоактивных веществ. Позднее Симановский отметил: «Результаты показали отсутствие каких-либо веществ».
Симановский, судмедэксперт, решительно отверг распространенную в средствах массовой информации информацию о якобы проведенном исследовании клеток головного мозга, которое, по сведениям СМИ, указывает на то, что Цой уснул за рулем. Он подчеркнул, что подобные заявления могут делать лишь люди, не обладающие медицинскими знаниями, и добавил, что такого рода исследования на практике не проводятся.
По всей видимости, эта информация начала распространяться сразу после того, как стало известно, что в день своей гибели Цой около шести утра отправился на рыбалку к одному из местных озер. Исходя из этого, было сделано предположение, что в процессе возвращения музыкант, который накануне работал над новым альбомом, от усталости уснул за рулем. Однако материалы дела содержат иную точку зрения. Сотрудники ГАИ, прибывшие на место происшествия, установили, что примерно за 7 секунд (или более 220 метров) до столкновения «Москвич 2141» двигался с правыми колесами на обочине. Тормозной след при этом отсутствовал. На основании этих данных следствие пришло к заключению, что Цой потерял контроль над автомобилем.
Янис Фибикс, перевозивший пустой автобус с аэропорта на базу, где ранее доставлял туристов, оказался единственным очевидцем ДТП. Фибикс, ставший профессиональным водителем после службы в Военно-морском флоте СССР, где почти четыре года проходил на первой советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол», всегда отличался внимательностью и до трагических событий 15 августа 1990 года не был замечен в каких-либо происшествиях, даже незначительных. После этого случая Янис Карлович, дотоле не знакомый с творчеством Цоя, стал избегать опасного участка дороги, но ежегодно, стремясь сохранить анонимность, посещает его в годовщину аварии.
2. Бытовой конфликт
Среди поклонников группы «Кино» появилась неподтвержденная информация о конфликте, в который, по их мнению, Цой попал с неизвестными во время рыбалки, предшествовавшей аварии. Согласно этой версии, неизвестные преследовали музыканта на автомобиле и вынудили его «Москвич» съехать на обочину. Попытка уйти с места происшествия привела к тому, что Цой выехал на встречную полосу. Эта информация не находит подтверждения у супружеской пары, видевшей машину Виктора незадолго до ДТП, и у Яниса Фибикса.
3. Спецоперация КГБ
Существуют эксперты, утверждающие, что Виктора Цоя, оказавшего значительное влияние на молодежь, устранили сотрудники спецслужб. По их версии, под предлогом проверки сотрудники остановили автомобиль музыканта, привели его в бессознательное состояние с помощью введенного препарата и затем направили «Москвич» на встречный автобус, включив первую передачу. Эта версия кажется невероятно запутанной. Кроме того, Виктор Цой не был самым политически активным музыкантом в СССР того времени.
4. Самоубийство
Еще одна версия, созданная поклонниками. По всей видимости, контраргументы к ней достаточно ясны. Виктор Цой и группа «Кино» находились на пике славы, музыканты принимали участие в киносъемках. В личной жизни Виктора тоже царило благополучие. Однако в текстах песен альбома, над которым Цой работал незадолго до своей трагической гибели и который впоследствии был выпущен под названием «Черный», содержится немало намеков на тему смерти…
5. Автомобильная
«Москвич 2141», поступивший в производство в 1986 году, первоначально пользовался большим спросом в Советском Союзе, однако вскоре получил уничижительные прозвища, такие как «Автомобиль, изначально лишенный качества» и «калека» (что являлось расшифровкой названия завода АЗЛК и ироничным отсылом к экспортному обозначению модели, Aleko). Также, по имеющимся сведениям, автомобиль, впоследствии принадлежавший Цою, изначально предназначался для главного инженера АЗЛК, но по неизвестной причине он отказался от его получения. После дорожно-транспортного происшествия экспертиза технического состояния темно-синего «Москвича» музыканта не проводилась, а впоследствии информация о повреждениях автомобиля исчезла в хаосе последующих событий, известных как «лихие девяностые». Ходили слухи, что автомобиль был нелегально «восстановлен» на АЗЛК с использованием сохранившихся документов для последующей продажи. В качестве вещественного доказательства сохранился лишь номерной знак, который был продан на аукционе в ноябре 2018 года за 2 млн. руб.
Дорожные условия в районе аварии также могли послужить фактором, спровоцировавшим ДТП. Несмотря на то, что 15 августа 1990 года был солнечным и жарким, что обычно улучшает сцепление шин с дорогой, состояние покрытия на роковом участке трассы Р-126 Слока — Талсы оставляло желать лучшего. Видимость в направлении крутого поворота, откуда выехал «Ikarus», была ограничена из-за густой растительности. При этом ширина проезжей части шоссе, классифицированного как дорога местного значения пятой категории согласно действовавшим тогда СНиП II-Д.5-72, составляла примерно 4,5-5 м, в то время как ширина «Ikarus-250» была 2,5 м, а «Москвич 2141» – 1,7 м. Растительность на обочинах усугубляла сложившуюся ситуацию.
В заключение стоит обсудить, каким водителем был Виктор Цой. Музыкант вместе с участниками группы «Кино» поступил в кооперативную автошколу «ВАД» в Ленинграде для получения водительского удостоверения только в октябре 1989 года. Однако, по словам инструктора школы Андрея Ефимова, Цой практически не посещал занятия. Экзамен Виктор сдавал на заднеприводном ВАЗ-21013 на дорогах, расположенных рядом с Богословским кладбищем, где через несколько месяцев его и похоронят… Андрей Ефимов описывает аварию как вполне реалистичную ситуацию. Нечувствительность к скорости — типичная черта начинающего водителя. Съезд правыми колесами на обочину стал результатом потери внимания: возможно, Цой, едущий с открытым окном, отвлекся от дороги, пытаясь стряхнуть пепел, упавший на одежду или обивку салона. Создатели документального фильма «Цой. Высокая в небе звезда» предположили, что Виктор хотел переключить магнитофонную кассету с музыкой. Как автомобиль оказался на встречной полосе? У Цоя не было опыта вождения «Москвичом 2141». Доверенность на музыканта была оформлена лишь 27 апреля 1990 года. В то же время, модель АЗЛК — один из первых переднеприводных автомобилей в СССР, к тому же обладающий неидеальной управляемостью. Для выезда с обочины было достаточно затормозить с вывернутыми колесами, чтобы машина вылетела на встречную полосу.
В одной из песен «Черного альбома» Виктор Цой написал: «Следи за собой, будь осторожен!» Но не все прислушались к этому совету…
Биография Виктора Цоя
Виктора Цоя зачислили в списки живых 21 июня 1962 года в Ленинграде. Его отцом был инженер корейского происхождения Роберт Максимович Цой, а матерью – преподавательница физкультуры Валентина Васильевна, урождённая Гусева, русская по национальности. Корейское имя Цой переводится как «высота».
После отчисления из Ленинградского художественного училища имени В. А. Серова (сейчас – Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха) за неудовлетворительную успеваемость, Виктор Цой поступил в СГПТУ-61, где изучал резьбу по дереву. Вдохновение для Цоя находились в творчестве Владимира Высоцкого и в образе Брюса Ли, которому он подражал, занявшись восточными единоборствами.
В 1983 году, чтобы уклониться от службы в армии, Цой намеренно нанес себе незначительные порезы на руках, после чего полтора месяца находился на обследовании в психиатрической клинике. По словам тех, кто его знал, из больницы он вышел заметно другим человеком. В феврале 1984 года Цой вступил в брак с Марьяной Ковалева, руководившей постановочной частью цирка, а в июле 1985 года у них родился сын Александр. Во время съемок фильма «Асса» в 1987 году Виктор познакомился с ассистенткой режиссера Наталией Разлоговой, которая впоследствии стала его гражданской женой.
Творческая карьера и группа «Кино»
Начало творческого пути Виктора Цоя было связано с обучением в средней художественной школе, где и сформировалась группа «Палата № 6». Помимо этого, Цой состоял в группе «Автоматические удовлетворители», исполнявшей композиции в стиле панк-рок-металл, а впоследствии приобщился к движению «новых романтиков» под воздействием Майка Науменко и Бориса Гребенщикова. Последний помог с выбором названия — «Гарин и Гиперболоиды» — для новой группы, созданной Цоем вместе с Алексеем Рыбиным, которая в январе 1982 года была принята в Ленинградский рок-клуб. Вскоре коллектив изменил свое название на «Кино» и записал дебютный альбом «45», символизировавший изначальную продолжительность звучания. После этого группу стали приглашать на домашние концерты в Москве и Ленинграде. 19 февраля 1983 года состоялся совместный концерт «Кино» и «Аквариума». Весной 1983 года группа «Кино» стала лауреатом второго фестиваля Ленинградского рок-клуба, а песня Цоя «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» получила звание лучшей антивоенной песни фестиваля 1984 года.
К концу 1984 года был собран новый состав группы «Кино», благодаря которому были созданы их наиболее популярные альбомы: «Начальник Камчатки», «Это не любовь», «Ночь», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», «Последний герой». Из-за отсутствия официальной регистрации, Цой в 1986 году был вынужден работать в бане, где занимался уборкой помещений, а затем трудился кочегаром на котельной «Камчатка», чтобы избежать обвинений в тунеядстве по советским законам. Именно в этот период началась его кинокарьера. Наибольшую известность получили документальный фильм «Рок» и художественные картины «Асса» и «Игла», в которых он снимался».
Американская певица и музыкальный продюсер Джоанна Стингрей способствовала популяризации группы «Кино» на Западе, а 25 января 1990 года Виктор Цой выступил на их единственном концерте в США. В мае того же года начался гастрольный тур группы «Кино» по территории СССР, который завершился 24 июня концертом на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И.Ленина (ныне «Лужники»).
В начале июля 1990 года Виктор Цой отправился на дачу под Юрмой, где продолжалась работа над новым альбомом, который стал последним в его жизни. После публикации «Черного альбома» в январе 1991 года группа «Кино» официально распалась.